Обобщение опыта

Тема.
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе  как условие личностного роста и социализации учащихся.
Условия возникновения, становления опыта.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно – познавательную деятельность, реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. 

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Системные обновления в  содержании образования способствуют поиску  новых форм  работы с учащимися, позволяющих обеспечить познавательные  запросы, интересы, развитие способностей и склонностей каждого школьника; активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Важнейшей задачей становится воспитание ученика-исследователя. Достижение поставленных целей возможно при использовании системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
В процессе педагогической деятельности  возникают противоречия между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и ограниченными возможностями традиционной системы обучения и  низкой мотивацией учащихся к получению знаний.  Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы в  школе.
Такой  подход на уроках русского языка и литературы направлен на  развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся путём исследовательской деятельности, обеспечивает  включение каждого ученика в активную творческую работу,  усиливает  практическую направленность обучения русскому языку и литературе  через реализацию учебно-практических и учебно-познавательных  задач, создает  на уроках атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки, вырабатывает  умения, влияющие на учебно-познавательную деятельность, что обеспечивает переход на уровень продуктивного творчества. Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе.
 Теоретическая база опыта.
 Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции  Л.С.Выготского,  А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.   "Технология деятельностного метода обучения" разработана педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Использование данной технологии на уроках русского языка и литературы основано на работах ученых-педагогов, которые применяли этот метод в педагогическом процессе: В. Ф. Шаталов «Опорные конспекты», Г. Н. Кудина и З. Н. Новлянская – программа «Литература как предмет эстетического цикла», В. Б. Носкова  -  авторские учебные пособия, раскрывающие суть жанровых матриц; Фогельсон - учебно-методические пособие «Литература учит».   На уроках русского языка  и литературы есть множество тем, требующих структурирования материала, выстраивания причинно-следственных связей, где использование системно-деятельного подхода  облегчит путь познания.
Новизна опыта.
Теоретическая значимость опыта заключается в том, что предложена и реализована целостная система с  программно-методическим  обеспечением, предназначенная для реализации системно-деятельностного подхода в обучении русскому языке и литературе в школе. Суть опыта в усовершенствовании, модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известных методов и средств развивающего обучения. 
Практическая направленность опыта решается на основе преломления изученной теории через преподавание русского языка и литературы.
Ведущая педагогическая идея опыта  заключается в определении путей активизации познавательной деятельности, через использование системно- деятельностного подхода, который предусматривает обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей через  включение его в исследовательскую, проектную и творческую деятельность. Ориентация ребенка не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения. Необходимо теоретически обосновать и систематизировать методический и дидактический материал по использованию системно-деятельностного подхода для повышения качества обучения русскому языку и литературе, проанализировать эффективность использования такого подхода с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных навыков познания окружающей действительности.
Технология опыта.
Системно-деятельностный подход – это обучение при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, главный принцип которого  – научить учиться. Он предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Задача учителя -  организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.  
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны.       
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
- разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения.
В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Для этого разработаны проекты по сквозным темам литературы в 6-11 классах,  на каждом уроке русского языка, в подготовке к итоговой аттестации используются опорные конспекты по всем разделам изучаемой науки, на уроках литературы применяются  интерактивные методики, решение учебно-познавательных и учебно-практических задач направлено на повышение степени активности учащихся в учебном процессе.
С учащимися средней и старшей школы созданы групповые и индивидуальные проекты по русской и современной литературе: «Пионер-это первый», «Русский парень в огне не горит», «Весёлая ярмарка», «Что такое русский дом?» и другие, выполнены исследовательские работы: «Тема трудного детства на страницах произведений русской  литературы», «Я открываю имя», «Покровский собор в литературе и искусстве». 
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность  обеспечивают свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности).
Использование системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе обеспечило положительную динамику результатов, что подтверждается высокими результатами итоговой аттестации учащихся.  Средний балл  ЕГЭ по русскому языку 2012 и 2013 году выше районного и областного и российского показателей: в 2012 году - 68,8 баллов,  42% учащихся набрали выше 70 баллов,  25% выше 90 баллов; в  2013 году средний балл - 68,6 (31 человек), 44% учащихся набрали выше 70 баллов, три выпускника получили 90-95 баллов. Четыре медалиста подтвердили свои знания по предмету высокими баллами на экзамене. Успеваемость по русскому языку за последние три года выросла от 99% до 100%, а качество знаний увеличилось  на 8 %.  
Увеличилось не только количество участников конкурсов, олимпиад разного уровня, но и лауреатов и победителей. 100%  работ участников  занимают  первые и призовые  места  на  районных  научно-практических  конференциях. Высокий процент  качественных  работ, представленных на конкурсах регионального и  на федерального уровней.
Адресная направленность опыта:  учителя, воспитатели, классные руководители
Данный опыт может применяться интегрировано при изучении различных учебных предметов, а также использоваться во внеурочной работе. Основная идея опыта: обеспечение продуктивной и успешной деятельности школьников на уроках средствами системно-деятельностного подхода.  Он будет интересен учителям разных специальностей и разных квалификационных категорий, целиком или частично также успешно может быть использован молодыми специалистами, методистами, психологами, практикующими в начальной школе, родителями, имеющими потребность в саморазвитии.
Мои последователи уже дважды становились победителями школьного тура конкурса профессионального мастерства «Учитель года», я считаю,  что эти первые признания их педагогической деятельности состоялись благодаря тому, что они раскрыли возможности системно-деятельного подхода  в рамках своего предмета.
При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты.  

При использовании опыта работы необходимо учитывать, что  данный подход в образовании реализуется посредством не только технологий и содержания,  но и  стиля жизни образовательного учреждения, типа  взаимоотношений между педагогами и учащимися. Использование системно-деятельного подхода  дадут  возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий