Дистанционное обучение

04.02. урок литературы в 7-х классах

Тема: Стихи о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», И.А. Бунин «Родина».
Родина, родной дом, дом детства, родная природа – эти понятия неразрывно связаны между собой. Помните песню:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
А может, она начинается с первой песни мамы, ее улыбки, таких ее нежных рук… А может, с белоствольной березки, легкого ветерка, трели жаворонка, теплого дождя, сверканья вод…
Работа с учебником.
Чтение вступительной статьи учебника в рубрике “Край ты мой, родимый край” предваряет наше знакомство со


стихотворениями И.А. Бунина, В.А. Жуковского, А.К. Толстого.
Ответьте на вопросы
·  Какие писатели и поэты обращались к теме народа, Родины?
·  Чем привлекала родная природа поэтов?
·  Вспомните строки из стихотворений о природе, которые вы изучали ранее.
·  Что объединяет эти стихотворения? (Любовь к природе родной земли, восхищение её красотой.)
Тема природы и Родины поднята также в стихотворениях В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А.


Бунина.
 Что вы знаете о жизни и творчестве И.А. Бунина?

Чтение стихотворения И.А. Бунина “Родина”. 
Ответьте на вопросы
Какое настроение передаёт автор?
·  Какой поэт рисует Родину?
·  Какие цветовые эпитеты помогают представить картину зимнего дня?
·  Найдите сравнение.
·  Подберите синонимы к слову “кроткий”.
·  Чем вызвано чувство одиночества, безысходности?

Стихотворение, посвящённое весне, есть у В.А.Жуковского. Что вы знаете о нём?
Чтение стихотворения “Приход весны”. 
Ответьте на вопросы
·         Какие приметы весны называет автор?
·  Найдите пример олицетворения.
·  Почему поэт называет приход весны “жизнью души”?
Для Жуковского звуки весны – это лепет рощи, песня жаворонка.
Задание: нарисовать устную картину.
Найдите в Интернете и прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла “Времена года” под названием “Апрель”.
·  Что вы представили себе, когда слушали музыку?
·  Какие чувства передал в ней П.И.Чайковский?
·  В тетрадях напишите сочинение-миниатюру о том, какой вы представляете себе весну.
Итоги урока.
Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия


и раздолья, степенности и величия.

Д/задание. Учить наизусть стихотворение по группам. Смотреть ранее полученное задание (1 ряд готовит презентации в парах, 2 - рисует иллюстрации, 3 ряд подбирает музыку)


    VIII.     Оценки за урок.
         IX.     Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о родной природе, проанализировать его, нарисовать иллюстрацию (или подобрать подходящую.)



04.02. урок литературы в 8-х классах

«А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

1.Новая тема
 «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» эти слова принадлежат А.П.Чехову .Сегодня мы с вами поговорим об этом удивительном человек, мастере слова, замечательном знатоке человеческой души, Антоне Павловиче Чехове.
«Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно», - написал о нем А.М.Горький. В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы. Какие из прочитанных произведений вам особенно запомнились? («Каштанка», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Ванька», «Спать хочется»)
Эти рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям
- И вправду, «Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле», - считал сам писатель. И он не мог обойти стороной трагизм мелочей жизни и так беспощадно правдиво нарисовал позорную и тоскливую картину жизни людей. В этом мы убедимся, когда познакомимся с «маленькой трилогией» о футлярных людях, которых М.Горький очень точно охарактеризовал: это люди, «проглядевшие свою жизнь». Вам, ребята, предстоит познакомиться с рассказами этой «маленькой трилогии», куда входят рассказы «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре». Всех этих небольших по объему рассказов объединяет одна мысль: это футлярная жизнь, футлярные люди, футлярное существование.
А как вы понимаете это слово?
В данном случае, ребята, это символ духовного оскудения, бездумного, бездеятельного существования, которое является опасностью для общества.
Сегодня в центре нашего внимания один из рассказов этой трилогии - рассказ «О любви». «Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность», - сказал о Чехове И.А.Бунин. Так ли это? Попробуем убедиться в этом, поговорив о рассказе. Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа.
Тема урока. «А.П.Чехов: Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»
2.  Сначала несколько слов об истории его создания.
Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой. Рассказ ей просто пронзил сердце – когда читала его впервые, то «тяжелые капли слез стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение», - вспоминала Лидия Алексеевна.
А.П.Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь. Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь. Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть» - писал Чехов.
Но герой может устрашиться этого чувства, испугаться внезапного превращения знакомого  и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и от самого себя.
Само течение жизни  в чеховском мире противостоит любви: это жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт и в рассказе «О любви»
3. Прочитайте рассказ и подумайте над вопросами
- Ребята, а вам интересно было читать этот рассказ? О чем вы задумались, прочитав его? Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Какую роль играет любовь в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?
- Кто является рассказчиком и героем в рассказе?
- Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»? Как автор относится к герою?
- Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тревожили его?
-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?
- Какова судьба их взаимного чувства?
В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».
Задания по тексту
 1.По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа (записи в тетради сделать)
1 вариант                                                                                         2 вариант
Алёхин                                                                                   Луганович
2. Прочитайте небольшой отрывок из рассказа. Кому принадлежат эти слова? Как они могут охарактеризовать героя?
img1.gif (8395 bytes)
 3. Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании. В чем проявляется неумение современных молодых людей жить и ненормальность самой жизни? Докажите это.
-    Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?
-    Какое значение имеют картины природы в рассказе?
-    Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?
- В этом учебном году вам уже приходилось читать о любви. Какие это были произведения?
- Наши герои полюбили друг друга. В чем они похожи? Что натолкнуло их к этой любви? - Почему, по-вашему, герои не говорили друг другу о своей любви?
- Почему не боролись за свое счастье?
- Как автор относится к своим героям?
Домашнее задание: Ещё раз подумать над вопросами и быть готовым отвечать письменно на любой из них

Урок русского языка в 8х классах  8Б - 04.02;    в 8А -  05.02
 Тема: Понятие об обособлении
Посмотрите презентацию, прочтите учебник, составьте ОК
Новая тема (СЛАЙДЫ 1, 2).
– Что означает слово «Обособление»?
Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.
Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ
Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 3-8).
– Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.
– Какие же нам знакомы виды обособлений? Вспомним, разберем примеры и запишем их.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.
Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.
От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).
Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).
Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.
Члены предложения, выступающие в функции приложения.
Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.
Чтение теоретического материала на стр.149-150. 
Составление ОК
Закрепление темы (СЛАЙД 9)
– Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях. 
Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.
Творческое задание (СЛАЙД 10).
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.
Домашнее задание: 
Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Графически обозначьте слово, к которому они присоединяются. Найдите и подчеркните грамматическую основу первого предложения. 
1.Арно услышавший сзади себя разговор повернулся и побежал к людям. 2. Собака зевнула завив язык трубочкой затряслась всем телом и тонко взвизгнула. 3.Соленая вода ему не понравилась, а легкие волны шуршавшие о прибрежный гравий пугали его. 4.Собака тотчас же поплыла назад выставив наружу только одну морду со всплывшими наверх ушами громко и обиженно фыркая. 5.Выскочив на сушу она затряслась всем телом, и тучи брызг полетели на старика и Сергея .6.Пес уже давно скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку вылезавшего боком из лямки и лаял на него. 



04.02. урок русского языка в 7-х классах
 Употребление слов категории состояния в художественной речи

I. Лингвистическая разминка. Спишите, распределяя предложения  по группам.                     '
В избе было Тепло и Сухо. Мне Больно. По утрам было еще Темно. Васе одному Скучно. Ему Лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе СпокойноМожно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах Нельзя. Выполнить твою просьбу мне неТрудно. Мне Стыдно не выполнить задание.
Душевное и физическое состояние человека
Состояние природы и окружающей среды
Оценка действий
II.     Употребление слов категории состояния в художественной  речи
  А) Выполните  Упражнение 279:  1 вариант - 1, 2 вариант -2часть  Сначала выразительное чтение, краткий пересказ от­рывков, выполнение заданий.
Б) Объяснительная работа
1)           На другой день гусару стало хуже. (А.С. Пушкин, «Станци­онный смотритель».)
Сказуемое стало хуже выражено словами категории состояния. Обратим внимание на форму сравнительной степени плохо -хуже: она образуется от другого корня, так же как форма лучше от слова хорошо.
2)           Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. (В.А. Жуков­ский.)
3)                                     С души как бремя скатится,//Сомненья далеко -
И верится, и плачется,// И так легко, легко...(М. Лермонтов.)
4)      В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (И.С. Тургенев.)
5)      Маленькой елочке холодно зимой.
- Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребля­ются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состоя­ния природы (описание пейзажей).

Домашнее задание
§45.Работа с текстом
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..екрасно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.  
                                                                                             (М. Пришвин)
1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?
2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.


Задания для уроков в пятницу  05.02.

05.02. урок литературы в 10 классе
Тема урока: Русский национальный характер (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»).
Прочитайте материал и поработайте с ним. Главное запишите.
-Д.С.Лихачев о своей работе «Об особенностях поэтики произведений Лескова» сказал, что «если бы мне пришлось подыскивать подзаголовок собранию сочинений Лескова, я бы дал ему такое определение: «Литературный задачник в 30-ти томах».
Действительно, в произведениях Лескова много вопросов. Один из них вопрос о национальном характере героев.
Сегодня на уроке мы должны будем дать ответ на вопрос: можно ли назвать Ивана Флягина, героя повести «Очарованный странник», носителем русского национального характера; каковы черты русского национального характера и насколько позиция Н.С.Лескова соотносится с мнением других писателей, литературоведов и философов.
I.                 Учитель: ХАРАКТЕР в психологии определяется как совокупность качеств человека.
В художественном произведении ХАРАКТЕР рисуется автором и является основой образа. Средства создания характера героя:
·                               Портрет
·                               Речь
·                               Действия
·                               Взаимоотношения с другими персонажами
·                               Сон
·                               Внутренние монологи
·                               Отношение к природе
Ø В чем особенность композиции повести «Очарованный странник»?
Нет центра повествования, повесть состоит из отдельных историй, которые связывает стремление главного героя к праведности. В центре - русский национальный характер, и повесть «Очарованный странник» Лескова об истинно русском человеке Иване Северьяновиче Флягине.
Обратимся к эпиграфу: «Русский человек со всем справится». Эти слова поляка, к которому Флягин пошел работать, как нельзя лучше характеризуют героя, которому на долю выпадет столько испытаний, дорог, и он все вынесет, не растеряв нравственных качеств: глубокой веры, простодушия, доверчивости, доброты, сострадания, бесстрашия и т.д.
3 Работа с текстом
Ø Где мы знакомимся с героем?
Ø -Найдите портрет героя, прочитайте
Ø -Кого он напоминает? (Илью Муромца)
Ø -А имя? (Ивана – дурочка)
Ø -Есть ли упоминание в повести слова «дурак»?
 (Да, трижды. Граф назовет дураком, когда за спасение семьи Ф. попросит гармонь, писарь - когда герой захочет объявиться, князь скажет: «Иван Головин…очень не умен, а золотой мужик и рачитель…» )
Ø -Какой вывод можно сделать? (Мы видим перекличку с фольклором. Русский человек всегда думает о душе больше, чем о богатстве, почестях.)
-Очарованный странник Иван Флягин. Кто он?
Каков его жизненный путь? Рассказать всё о Флягине. Как его ещё называет автор?
Флягин Иван Северьяныч, он же Иван Голован, отец Измаля, господин Флягин – бывший конэсер, монах в «малом постриге», «очарованный странник», путешествующий в Соловецкий монастырь….??
Родился Флягин «в крепостном звании, из дворовых людей графа К. из Орловской губернии». Родитель его кучер Северьян, и хотя приходился он не из самых первых кучеров…но, однако, шестериком правил…родительница Ивана умерла после родов оттого, что он произошел на свет с необыкновенно большою головою», за что получил прозвище Голован. Она хотела, чтобы сына отдали в монахи.
От отца и других кучеров Флягин «постиг тайну познания в животном» и возлюбил коня. Иван в 11 лет справлялся с должностью форейторов: «как по тогдашнему приличию для дворянских форейторов требовалось: самый пронзительный, звонкий и до того продолжительный, что…мог…завести и полчаса так звенеть». Скоро он так освоился и стал «форейторское озорство» выказывать: какого-нибудь встречного мужика кнутом по рубахе вытянуть». От его озорства погибает под лошадьми монах, которого Флягин засек кнутом. Этот монах с бабьим лицом часто приходит к нему во сне и предсказывает знамение. Однако в молодости Флягин беспечно относился к удивительному видению и знамению.
Теперь, когда Ивану Северьянычу идет 53-й год, он иначе относится к словам умершего монаха о том, что сын он «молитвенный», «обещанный». «Отец Измаил» (такое имя он получает в монастыре) понимает, что знамение сбылось и говорит об этом: «Всю свою жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть».
Флягин незаметно включается в разговор пассажиров о самоубийцах и его первая « дивная история о попике – прегорчающем пьянице», который ведает и исправляет дела самоубийц после их смерти», заинтересовала их. На просьбу попутчиков рассказать историю своей жизни Флягин откликается охотно, но предупреждает их, что «всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу».
-Какую жизненную позицию высказывает Иван Северьянович? Как, по его мнению, должен жить человек? Просмотрите эпизод с пьяным попиком, перескажите кратко и зачитайте ключевые фразы
( «Толцытеся» - это для него главный завет Создателя –необходимость действия в самых безнадежных жизненных ситуациях. Ведь уныние, тоска – один из главных грехов.)
-Мы услышали рассказ о жизненном пути героя, историю попика, молящегося о самоубийцах, а теперь прочтите  эпизод из гл. 1 об укрощении коня. Что  общего в истории с конем и попиком?
(Оба существа, человек и конь, свободны от природы,
Проявляют непокорность и, хотя сломлены, не могут это перенести. Они подтверждают жизненные правила лесковского героя – человек должен бороть- ся, терпеть и страдать.)
- На пояске Флягина вытканы слова, какие?
-В каком произведении подобное наставление читали? («Капитанская дочка»)
-На что указывает эта деталь, случайна ли она?
(Нет, она указывает на стержневое качество характера героя)
Сегодня мы рассмотрели 1главу – это своеобразная завязка повести.
Что ещё узнали о герое, прочитав 1-3 главы?
На следующем уроке рассмотрим захватывающие эпизоды из жизни Ивана Северьяновича, в которых он будет «много раз погибать и не погибнет».
ЗАДАНИЕ ГРУППАМ

1-Я ГРУППА.(1 ряд) Ответственные  АГИШЕВ Р. -10Б, Зайцев М._10А
Фрагмент «Служба Флягина в няньках»
1) краткий пересказ эпизода,
2) анализ эпизода по вопросам:
- почему Флягину скучна служба в няньках?
- в 3-й раз возникает видение монашка, который зовет идти дальше. Подчиняется ли он знамению или до конца проходит испытание?
- почему Флягин решает отдать дитя матери, хоть и дал слово: «…я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его»?
-Кому он сострадает? Что значит глагол «со – страдать»?
- Что изменяется от решения И. Флягина?
Сделайте вывод: какие черты русского национального характера увидели в герое?

2-Я ГРУППА (2 ряд) . Ответственные  Аксютина А. -10Б, Арбузов В, Кольцов А._10А Фрагмент «Флягин у татар».
 1) кратко пересказать эпизод;
2) анализ по вопросам:
а) какие черты русского богатыря проявил Флягин в поединке с татарином?
б) на ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену?
в) что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов или тоска по родине?
г) помогли ли русские миссионеры Флягину? А как Иван поступил с убитыми татарами миссионерами?
д) как после бегства встретили Ивана на Родине?
Сделайте вывод: какие качества русского характера проявились в этом испытании у героя?

3-Я ГРУППА (3 ряд) Ответственные   Князева А.. -10Б,  Кольцова М 10А
 Фрагменты повести «История с цыганкой Грушей».
1) кратко пересказать историю Груши и участие в ней Флягина,
2) анализ истории по вопросам и заданиям:
а) прочитайте классу выразительно конец гл.11 со слов: «Любовь – наша святыня!» - и начало главы 13 со слов «…песня …томная-претомная…так и берет в полон».
-что нового открылось вам в Флягине?
б) когда Флягин бросает деньги к ногам Груши, он покупает ее или одаривает красоту?
в) какова дальнейшая судьба и груши, и Флягина?
г) Чью историю романа «Герой нашего времени» напоминает история князя?
д) не князь убивает Грушу,а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли это?

19-20 главы Служба на Кавказе.
последние годы жизни Трубникова К., Якунин М
Ø Как и почему оказался на Кавказе?
Ø Как служил?
Ø О чём писал прошение?
Ø После службы полковник дает ему рекомендательное письмо в Петербург. Что ждет его в Петербурге?
- Куда же , наконец, попадает Иван Северьяныч?
-Чье пророчество сбылось?
-Почему же монастырь не оказался последней пристанью, а стал этапом нового пути? - О чем мечтает герой, уходя из монастыря? Прочтите текст в последней главе со слов: «Я, в ожидании невозможного исполнения…» и найдите строки в которых выражается его переживание

Сделайте вывод: какие качества русского характера проявились в этих  испытании у героя?




05.02. русский язык в 7-х классах
Урок развития речи. Сжатое изложение

В жизни нам приходится довольно часто кратко пересказывать текст, то есть как бы сжимать его. При этом мы должны уметь отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части), сокращать текст разными способами, правильно и логично излагать свои мысли, точно использовать языковые средства при обобщенной передаче материала
Сегодня мы будем писать сжатое изложение.
Вспомните, пожалуйста, что значит «сжато пересказать текст»?
·                     чем сжатое изложение отличается от подробного?
Вспомним основные этапы работы написания изложения и способы сжатия текста, обратившись к памяткам для учащихся..
·                     Работа с памятками
 «Как писать сжатое изложение»

1. Внимательно прослушайте или прочитайте текст.
2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.
3. Вспомните и запишите ключевые слова темы.
4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)
5. Сохраняйте тип речи (в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
6. Выделите микротемы и составьте план.
7. Отметьте существенное в каждой части.
8. Определите способ сокращения.
9. Напишите черновой вариант изложения. Проверьте написанное изложение.
- нет ли у вас грамматических ошибок,
- не нарушена ли связь слов,
- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.
Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

Конечно же, основной момент при написании сжатого изложения – это умение его сжать.
Ø    Первое прочтение текста. Упр. №281
Подумай над вопросами
1.            О чем этот текст? Какова его тема?
2.            Определите главную мысль текста. Каков замысел автора?
3.            Определите тип речи.
4.            Выделите микротемы
Ø    Второе прочтение текста и выбор самого главного.

Текст в объёме должен уменьшиться в 3 раза. Необходимо убрать второстепенное,  оставив существенное.

Ø    Написание изложения в рабочей тетради

Оформление:                                                     Пятое февраля.
Изложение.
Обыкновенная земля.

05.02.Элективный курс  по литературе в 10-х классах
Вспомните один из вариантов схемы анализа произведения. Если нет, запишите в тетрадь.
Анализ художественного произведения

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 
2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 
3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/; 
4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения; 
5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка; 
6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя. 
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также: 
1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. 
2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.
3. Развернутое обоснование выводов. 

Опираясь на схему, напишите анализ текста Полянской «Мама»
Ирина Полянская «МАМА»
Я  держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще  сильную  руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из  пучины отчаяния,  а другая моя рука  была свободна, из нее только  что выпала рука моей дочери, которую унесли.  Я держала мамину жесткую руку, точно  через нее крепила единство со всеми родными,  далекими  предками, со  всем своим  родом, всеми теми,  кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти. Темная рука  моей мамы была  их рукою, силы ее были невелики, но за нею стояли наши ушедшие в  землю родные, поэтому я  как  клещами  сомкнула пальцы на  ее запястье и  не  давала  себе забыться сном, чтобы моя дочь не ускользнула в яму этого сна,  я должна была бодрствовать  и во имя  всех  поколений  держать ее  жизнь в  руке.  Темнота вибрировала под моими веками,  и по ней пробегали сиреневые искры, и я снова раскрывала глаза, цепко держа жизнь моей дочери на привязи.
     Еще  вчера  вечером   она  просто  чувствовала  недомогание,   хныкала, поскрипывала, чмокала губами, требуя  соску, ночью нас  забрала "скорая", нонекому было помочь: шла ночь с субботы на воскресенье, и на  шесть отделений дежурил один измученный врач. К вечеру этого дня ей стало совсем плохо, и ее положили на  капельницу и долго не  могли попасть  иглой в  вену. Она  вдруг перестала кричать,  как кричала до  этого,  жалобно, надрывно, беспомощно, и стала смотреть и смотреть на меня своими серыми глазами.  Когда она родилась и ее впервые принесли ко  мне покормить,  я восторженно  взяла  ее на руки и вдруг встретилась с  ее  взглядом, это было так  удивительно, точно заиграла неожиданная музыка.  И вот тогда, когда ей наконец попали  в вену, она стала молча, тихо,  неотрывно  смотреть на меня невыносимым взглядом,  и  душа моя никак не могла разорваться  от муки, потому что случившееся все еще казалось недействительным. Мне хотелось выколоть себе глаза, чтобы ничего не видеть.
     Через полчаса ее унесли в  реанимацию,  а я вышла на больничное крыльцо и, увидев стоящую с испуганно поднятым лицом маму, припала  к ней  и завыла. Мама, глубоко неверующий человек, всю жизнь посвятивший науке, не верящий ни в  бога,  ни в мир иной, ни в переселенье душ, заклинающим  жестом простерла руку и грозно вскричала:  "Нет, нет! Бог  не  допустит! не  смей об  этом  и думать!" И  тут-то  я вцепилась  в ее руку. Мы сели  на широкую скамью перед дверьми  реанимационного отделения. Потом мы валетом легли на эту скамью, но я все так же крепко держала ее руку, боясь соскользнуть в сон.
     И вдруг ясное  утро ударило меня по глазам прежде,  чем я осознала, что мамы нет рядом, а я сжимаю свою собственную окоченевшую руку. И я вскочила в таком тесном ужасе, точно меня живую похоронили, и два окна реанимации двумя пустыми бельмами  посмотрели  на меня:  два белых запечатанных письма. И все это произошло за считанные секунды. Я тут же увидела маму: она выскочила  из дверей  реанимации, прижимая обе  руки к  сердцу, торопясь  донести до  меня счастливое известие. Она подробно, взахлеб по нескольку раз повторяла одно и то же, рассказывая, как врач Нелли Петровна отперла ей дверь спозаранок и на ее  рыдающие  слова  "Жива ли девочка?"  удивленно, да,  удивленно ответила: "Почему  же  нет?" Она  сказала,  сердясь: "А  вы  что тут делаете?  Езжайте спокойно домой,  придите  в  одиннадцать часов  да привезите  нам  сосок для бутылок".  - "Вот так  и  сказала?" - "Да, так и сказала, досадуя: "Спокойно езжайте домой  да привезите сосок хоть пять штук". - "Да хоть тысячу, тысячу сосок!" Удивилась  Нелли  Петровна, говорит: "Почему же нет? А  вы  что  тут делаете?"  - "Доктор, хоть  одно  слово: ей легче?" -  "Да хоть два слова, - сердито ответила Нелли Петровна,  - раз уж вы  вынудили  меня открыть дверь: нормально, жизнь девочки вне опасности". А сама сердитая, не спала, бледная, должно быть, не прилегла даже, такая уж у нее работа.
     Мы, покачиваясь, как пьяные, пошли за сосками, и  я уже как  о прошлом, как о миновавшем ужасе, рассказывала маме о том, как смотрела на меня дочка. Мы остановились, кружа по больничному двору, вспоминая слова Нелли Петровны.  (Уже  потом, когда дочка выздоравливала и мы с ней просто лежали в больнице, я каждый день к одиннадцати часам ходила к дверям реанимации. Каждый  день в это время  перед ними собирались женщины. Глаза  у них были разные: голубые, черные,  карие,  но  взгляд  был  как  оголенный  провод, и  я  каждый  день рассказывала  им  свою  историю и  показывала  выздоравливающую  дочку.  Они собирались вокруг  меня,  я с  дочкой на  руках  оказывалась в  тесном кругу одинаковых  страшных лиц,  которые, пока  я  говорила,  зажигались  безумною верой, как лицо моей мамы,  когда она воскликнула: "Бог не допустит!" Каждый раз, договорив мою историю,  я принималась плакать с ощущением непреходящего отчаяния,  пронзенного,  как  солнечным  лучом,  таким  же сильным,  чистым, опустошающим счастьем. Спустя несколько дней я обнаружила, что всякий раз мы странным,  забытым  образом  прощаемся  с  этими  женщинами,  расходясь,  мы кланялись  друг другу,  не просто кивали,  как в  очереди  или во  дворе,  а смиренно  отдавали поклон  -  теперь  я ни за  что не  сумею  повторить  это движение.)
     В  одиннадцать часов уже другой врач подтвердила:  "Опасность миновала, через пару дней выпишем дочку в  отделение, полежите с  ней пару недель".  - "Да хоть  вечность".  - "Ну куда столько сосок накупили?  Идите, идите,  все будет хорошо".
     Мы, пошатываясь,  пошли в столовую, я встала в очередь, а  мама села за столик.  Когда я  подошла с омлетом, то увидела, что мама спит, положив свою седую голову на сильно сжатые в кулаки руки.

Д/Задание:  Сдайте работу вместе с предыдущей 12 февраля на проверку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий