Тема.
Системно-деятельностный
подход в обучении русскому языку и
литературе как условие личностного роста
и социализации учащихся.
Условия возникновения, становления опыта.
Согласно федеральным
государственным образовательным стандартам нового поколения успешность
современного человека определяют ориентированность на знания и использование
новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное
использование своего времени и проектирование своего будущего, активное
финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и
безопасный образ жизни. Сформированность качественно новых образовательных
результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную
учебно – познавательную деятельность, реализации данных задач в полной мере
способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.
Актуальность и перспективность опыта, его практическая
значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Системные обновления в содержании образования способствуют
поиску новых форм работы с учащимися, позволяющих обеспечить
познавательные запросы, интересы,
развитие способностей и склонностей каждого школьника; активное взаимодействие
всех участников образовательного процесса. Важнейшей
задачей становится воспитание ученика-исследователя. Достижение
поставленных целей возможно при использовании системно-деятельностного подхода
в обучении и воспитании.
В процессе педагогической
деятельности возникают противоречия между
потребностью общества в активной, свободной,
самоопределяющейся личности и ограниченными возможностями традиционной системы
обучения и низкой мотивацией учащихся к
получению знаний. Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование
таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная.
Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в
преподавании русского языка и литературы в
школе.
Такой подход на
уроках русского языка и литературы направлен на
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих
способностей учащихся путём исследовательской деятельности, обеспечивает включение каждого ученика в активную
творческую работу, усиливает практическую направленность обучения русскому
языку и литературе через реализацию
учебно-практических и учебно-познавательных
задач, создает на уроках
атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки, вырабатывает умения, влияющие на учебно-познавательную деятельность,
что обеспечивает переход на уровень продуктивного творчества. Предлагаемый
подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ:
учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции
поведения в коллективе.
Теоретическая
база опыта.
Системно-деятельностный подход основывается на
теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Гальперина, раскрывающих основные
психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру
образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей
возрастного развития детей и подростков. "Технология деятельностного метода
обучения" разработана педагогическим коллективом под руководством доктора
педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Разработанная
дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и
развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.
Использование данной технологии на уроках русского языка и литературы основано
на работах ученых-педагогов, которые применяли этот метод в педагогическом
процессе: В. Ф. Шаталов «Опорные конспекты», Г. Н. Кудина и З. Н. Новлянская –
программа «Литература как предмет эстетического цикла», В. Б. Носкова - авторские
учебные пособия, раскрывающие суть жанровых матриц; Фогельсон -
учебно-методические пособие «Литература учит».
На уроках русского языка и
литературы есть множество тем, требующих структурирования материала,
выстраивания причинно-следственных связей, где использование
системно-деятельного подхода облегчит
путь познания.
Новизна
опыта.
Теоретическая значимость опыта заключается в том, что
предложена и реализована целостная система с
программно-методическим
обеспечением, предназначенная для реализации системно-деятельностного
подхода в обучении русскому языке и литературе в школе. Суть опыта в
усовершенствовании, модернизации и адаптации к конкретным условиям уже
известных методов и средств развивающего
обучения.
Практическая
направленность опыта решается на основе преломления изученной теории через
преподавание русского языка и литературы.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей активизации
познавательной деятельности, через использование системно- деятельностного подхода,
который предусматривает обеспечение
успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на
основе его индивидуальных способностей через включение его в исследовательскую,
проектную и творческую деятельность. Ориентация
ребенка не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения.
Необходимо теоретически обосновать
и систематизировать методический и дидактический материал по использованию
системно-деятельностного подхода для повышения качества обучения русскому языку
и литературе, проанализировать эффективность использования такого подхода с
точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных
навыков познания окружающей действительности.
Технология опыта.
Системно-деятельностный подход – это
обучение при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их
сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, главный
принцип которого – научить учиться. Он
предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что
за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
Задача учителя - организовать
исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения
ключевой проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
В системно-деятельностном подходе категория
"деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама
рассматривается как своего рода система.
Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система,
которая нацелена на результат –
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если
есть обратная связь (коррекция,
обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не
разорваны.
Системно-деятельностный подход
предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям современного информационного общества;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
и индивидуального развития
каждого обучающегося (включая одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных
мотивов, обогащение форм учебного
сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Деятельностный подход органично
сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как:
ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология
исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения.
В образовательной
области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие –
формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском
родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной
коммуникации. Для этого разработаны
проекты по сквозным темам литературы в 6-11 классах, на каждом уроке русского языка, в подготовке
к итоговой аттестации используются опорные конспекты по всем разделам изучаемой
науки, на уроках литературы применяются
интерактивные методики, решение учебно-познавательных и
учебно-практических задач направлено на повышение
степени активности учащихся в учебном процессе.
С учащимися
средней и старшей школы созданы групповые и индивидуальные проекты по русской и
современной литературе: «Пионер-это первый», «Русский парень в огне не горит»,
«Весёлая ярмарка», «Что такое русский дом?» и другие, выполнены исследовательские
работы: «Тема трудного детства на страницах произведений русской литературы», «Я открываю имя», «Покровский
собор в литературе и искусстве».
Вовлечение учащихся
в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также
проектную деятельность обеспечивают свободный поиск эффективного,
отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. Названные
технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных
действий.
Результативность (устойчивые положительные результаты
деятельности).
Использование системно-деятельностного
подхода в обучении русскому языку и литературе обеспечило положительную
динамику результатов, что подтверждается высокими результатами итоговой
аттестации учащихся. Средний балл ЕГЭ по русскому языку 2012 и 2013 году выше
районного и областного и российского показателей: в 2012 году - 68,8
баллов, 42% учащихся набрали выше 70
баллов, 25% выше 90 баллов; в 2013 году средний балл - 68,6 (31 человек),
44% учащихся набрали выше 70 баллов, три выпускника получили 90-95 баллов.
Четыре медалиста подтвердили свои знания по предмету высокими баллами на
экзамене. Успеваемость по русскому языку за последние три года выросла от 99%
до 100%, а качество знаний увеличилось
на 8 %.
Увеличилось не только количество участников
конкурсов, олимпиад разного уровня, но и лауреатов и победителей. 100% работ участников занимают
первые и призовые места на районных
научно-практических конференциях. Высокий процент качественных
работ, представленных на конкурсах регионального и на федерального уровней.
Адресная направленность опыта: учителя,
воспитатели, классные руководители
Данный
опыт может применяться интегрировано при изучении различных учебных предметов,
а также использоваться во внеурочной работе. Основная идея
опыта: обеспечение продуктивной и успешной деятельности школьников на
уроках средствами системно-деятельностного подхода. Он будет интересен
учителям разных специальностей и разных квалификационных категорий, целиком или частично также
успешно может быть использован молодыми специалистами, методистами,
психологами, практикующими в начальной школе, родителями, имеющими потребность
в саморазвитии.
Мои
последователи уже дважды становились победителями школьного тура конкурса
профессионального мастерства «Учитель года», я считаю, что эти первые признания их педагогической
деятельности состоялись благодаря тому, что они раскрыли возможности
системно-деятельного подхода в рамках
своего предмета.
При каких
условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные
результаты.
При использовании опыта
работы необходимо учитывать, что данный
подход в образовании реализуется посредством не только технологий и
содержания, но и стиля жизни образовательного учреждения,
типа взаимоотношений между педагогами и
учащимися. Использование системно-деятельного подхода дадут
возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с
учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у
учеников универсальные учебные действия, готовить их к продолжению образования
и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий