РЭ, ОГЭ, ЕГЭ

Фрагменты тетради с ОК
по русскому языку
для подготовки к РОЭ в 7 классе

Схема - целенаправленное обобщение материала:
она позволяет обозреть суть предмета
исследования, отбросить затемняющие мелочи.
Л. Н.Гумилев.
Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка. Из всех существующих форм наглядности, на мой взгляд, опорные конспекты (ОК) представляют собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему
ОК помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач. ОК уместен на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. Тетрадь с ОК помогает хорошо подготовиться к контрольным работам, к экзаменам в любой форме..
При работе с ОК все ученики вовлечены в процесс познания, они перестают быть пассивными созерцателями, они активно участвуют в создании ОК, в результате чего возникает мотивированный интерес к предмету. Систематическая работа с ОК, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определенном этапе они уже могут самостоятельно, опираясь на ОК, изложить тот или иной лингвистический материал.
ОК учит школьников пользоваться особым видом записи теоретического материала. Использование данной технологии позволяет значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень качества знаний, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.




В задании А1 проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.

Чаще всего допускаются ошибки в образовании формы:
1) сравнительной и превосходной степени прилагательных;
2) собирательных числительных;
3) целых и дробных числительных;
4) родительного падежа числительных;.
5) именительного и родительного падежа множественного числа существительных;
6) косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога

Образование форм степеней сравнения прилагательных

Начальная форма
Сравнительная степень
Превосходная степень

(простая)
(составная)
(простая)
(составная)
Светлый
СветлЕЕ
Более (менее) светлЫИ
СветлЕЙШий
Самый светлый; светлее всех; наиболее светлый.


!!!!! Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!
Неправильно говорить: Наиболее Умнейший, Менее Красивее, Самый Талантливейший 


Склонение числительных

Ответы@Mail.Ru: Помогите: Просклоняйте словосочетания: . . 539 рабочих, 18,6 процента, обе серёжки, полтораста самолётов, 24 фев



Образование форм глагола
Запомните: формы повелительного наклонения глаголов:
А) Ехать — Поезжай (-те); лечь Ляг (-те);
Б) глагол Класть Употребляется только без приставки;
В) глаголы с корнем - лож------ только с приставкой(положить, выложить И Т. п.);
Г) не употребляются формы 1-го лица единственно
го числа настоящего (будущего простого) времени глаголов Победить, убедить, очутиться, чудить    Поезжай Быстрей, Смогу победить Его.
Варианты падежных окончаний имей существительных
(нормы в образование форм слова)
Нулевое окончание, Если обозначают:
1) парные предметы: Варежки — Варежек (но: Носки — Носков);
2) Национальность (если основа оканчивается на Н Или/»): Армяне — Армян, Болгары — Болгар (но: Калмыков, Киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов);
3) воинские подразделения: (отряд) Партизан, гусар, солдат (но: Минёров, сапёров);
4) некоторые единицы измерения: (несколько)
Ампер, ватт, вольт, гран 
(но: Граммов, килограммов);
5) а также существительные ж. р. на -ня И на
-це: башня — Башен, Басня — Басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец

Варианты падежных окончаний имей существительных
Окончание -ы ( - и) употребляется:
А) у заимствованных существительных на -ер (,-ёр) Шофёры;
Б) у заимствованных неодуш. и одуш. сущ. на-тор, - сор: редукторы, конструкторы, инспекто
ры 
(но: Директора, профессора);
Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р. п., мн. ч. имеют окончание -ов: лимонов, баклажанов (но: Яблок).




В задании А2 проверяется навык грамотного написания приставок

*****   Приставки пре- и при-

пре-
при-  
в значении
"очень", "весьма"

пребольшой
в значении
близости
приморский  
близка к пере-
преступать
присоединения
приделать 


приближения
прибежать


неполного действия
приоткрыть 


доведения действия до конца
придумать

Примечание №1
Запомните пары слов
ПРЕбывать в Москве (находиться)
ПРИбывать в Москву (приезжать)
ПРЕвратно (неправильно понять), ПРЕвратности судьбы 
·         седой ПРИвратник (при вратах)
ПРЕдел возможностей (граница)
ПРИдел (пристройка) в церкви
ПРЕдать (передать) гласности, ПРЕдать друга
ПРИдать значение, ПРИданое
ПРЕемник (перенимает) традиций
ПРИёмник радиоволн (механизм)
ПРЕзирать врага (не любить)
ПРИзреть (приютить) сироту
неПРЕложная истина
неПРИложимый ни к чему
ПРЕпираться (переговариваться) с учителем
ПРИпереть к стенке
ПРЕступить (переступить) закон
ПРИступить к выполнению (начать)
ПРЕтворить (воплотить) в жизнь
ПРИтворить (прикрыть) дверь
ПРЕтерпеть (перетерпеть) изменения
ПРИтерпеться (привыкнуть) к боли
ПРЕходящая (временная) слава
ПРИходящая няня
ПРЕклоняться перед талантом
ПРИклонить (неполное действие)
неПРЕменный успех
неПРИменимый в подобном случае
неПРЕложный (закон, истина)
ПРИложить ткань
ПРЕставиться (умереть)
ПРИставить (руку ко лбу)
Камень ПРЕткновения
ПРИткнуть (вещи)
бесПРЕстанно
ПРИстанище
ПРЕвентивные меры (предупреждающие)
ПРИвинтить

Примечание №2
Словарь
ПРЕ-
ПРИ-
преобразовать
преодолеть
препятствие
преследовать
преграда
превратить
преобладать
прекословить
прерогатива
президент, президентский
претендент
претензия
преамбула (вступление)
превалирующий
пренебречь
прецедент, беспрецедентный
президиум
преподносить
прельщать
препона (препятствие)
превышение
предварять
префектура
мера пресечения
преграда
презентация
престарелый, преклонный возраст
престиж
прерогатива
не преминул
препирательство
прекратить
пререкаться 
привет
причина
приятный
пример
природа
привычка
присмотреть
приобрести приготовиться
пригласить
придумать
приказать
приключения
прилежный
приспособить присутствовать
причудливый
приоритеты
примитивный
привилегированный
присутствие
беспристрастно
приукрасить
непритязательный
притязание
приурочить
прихотливый
пристойный
присяга
привередливый
прискорбие
причастие
неприступная скала
непримиримый враг 


*****   Приставки  раз-/рас-, роз-/рос-, без-/бес-, из-/ис-…
Перед гласными и звонкими согласными
пишется З
Перед глухими согласными
пишется С
разбежаться
безграничный
изорвать
расписаться
бескрайний
исходить 
ЗАПОМНИТЬ!
Буква «З» входит в состав корня близ- в сложных словах типа: близсидящий, близстоящий
Есть приставка С, но нет приставки З
Сделал, НО здесь, здание, здоровье
-О- или -А- в приставках раз-/рас, роз/рос:
Под ударением пишется О
Без ударения пишется А 
рОспуск
рАспустить 
рОзыгрыш
рАзыграть
рОзлив
рАзливать
-С- или -СС- в словах:
Если приставка оканчивается на -С-, а корень начинается с -С-, то слово пишется с двумя С:
рас+считывать = рассчитывать    бес+совесть = бессовестный
НО!!!
В словах расчёт, расчётливый пишется одна буква -с-. рас+чёт = расчёт




А3.  В задании проверяется навык грамотного написания корней с безударной гласной, с чередующейся гласной, словарных слов

***********Чередующиеся гласные в корне

написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем
написание гласной зависит от ударения
написание гласной зависит от букв стоящих за гласной
написание гласной зависит от смысла
-бер-/-бир-
-дер-/-дир-
-мер-/-мир-
-пер-/-пир-
-тер-/-тир-
-блест-/-блист-
-жег-/-жиг-
-стел-/-стил-
-чет-/-чит-
замирать – замереть,
блистать - блестеть
Исключения: 
сочетать, сочетание

-лаг-   А    /-лож-
Исключения: 
полог
-кас- А     /-кос-
касаться – коснуться,
предлагать – предложить
-гар-/-гор-
-клан-/-клон-
-твар-/-твор-
Под ударением – А,
без ударения – О.
загар – загорать
поклон – кланяться
творить – тварь
Исключения: пригарь выгарки, утварь

-зар-/-зор-
Под ударением  - как слышу
без ударения – А.
зори – зарево – заря
Исключение: 
зоревать

-плав-         /-плов-
Без ударения О пишется только в словах:
пловец, пловчиха
-раст- (-ращ-)
-рос-
остальных случаях – О
расти, сращение – росла
Исключения: росток, рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, отрасль, на вырост

-скак-         /-скоч-
А перед К,
О перед Ч
скакать – вскочить
Исключения: скачок, скачу
-мак-/-мок-
мак = «погружать в жидкость», «макать»
мок = «пропускать жидкость», «мокнуть»
макать (хлеб в молоко) –
вымокнуть (под дождем)

-равн-/-ровн-
равн = «равный, одинаковый, наравне»
ровн = «ровный, гладкий, прямой»
выровнять (поверхность) –сравнивать
Исключения: равнина, поровну, равнение


Обрати внимание!!!
Начать – начинать, понять – понимать….



А4    В задании проверяется правописание О-Ё после шипящих

 

Правописание букв Ё – Е – О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ и буквы Ц во всех частях слова и во всех частях речи
     Ё
Е
О
В корнях слов, слышу О, пишу Ё
расчёска – чешет, жёлоб – желобок,
___
Исключения:
шов, крыжовник, шоссе, жокей, капюшон, Шотландия, шомпол, шорты, чопорный, шок, шоколад, жонглёр, чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох, артишок, жор, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка, трущоба, чащоба
В суффиксах отглагольных существительных  
 -ЁР-,   -ЁВК-:
стажЁР, дирижЁР, корчЁВКа пней, ночЁВКа
поле буквы Ц только О (под ударением):  
облицОвка,  танцОр
В суффиксах существительных БЕЗ ударения:
овражЕк, ночЕнька, орешЕк, дочЕнька, речЕнька, грибочЕк
В суффиксах существительных ПОД ударением:
девчОнка, речОнка, зайчОнок, бельчОнок, дружОк, бережОк, лужОк, воротничОк
___
В суффиксах прилагательных БЕЗ ударения:
грешЕн (кр. прил.),
ландышЕвый запах,
В суффиксах прилагательных ПОД ударением:      смешОн (кр. прил.),
кумачОвый, парчОвый
В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных ПОД ударением:
вооружЁнный до зубов, , сгущЁнное молоко, тушЁное
В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных БЕЗ ударения:
напомажЕнные волосы, разряжЕнные ружья
___
В суффиксе наречия-исключения ПОД ударением:
ещЁ
В суффиксах наречий БЕЗ ударения:
говорить певучЕ, смотреть колючЕ; жгучЕ
В суффиксах наречий ПОД ударением:
жить хорошО, на улице свежО, говорить общО
___
В окончаниях существительных БЕЗ ударения:
стужЕй, лужЕй, сажЕй, тёщЕй,
В окончаниях существительных ПОД ударением:
карандашОм, кирпичОм, грачОм,
___
В окончаниях прилагательных БЕЗ ударения:
свежЕго,  колючЕго
В окончаниях прилагательных ПОД ударением:
большОго урожая, меньшОго
В окончаниях глаголов ПОД ударением:
течЁшь, испечЁм, увлечЁшь
В окончаниях глаголов БЕЗ ударения: хочЕшь, можЕт, расскажЕм
___
ОЖЁГ (если это глагол):
ожЁг руку, поджЁг дом, пережЁг верёвку
____
ОЖОГ (если это существительное):
ожОг руки, поджОг дома, ожОги лица

А5    В задании проверяется равописание суффиксов причастий и гласных пред суффиксами


Суффикс
Правила написания суффикса
Дейcтвительные причастия настоящего времени
-ущ-
-ющ-
·         причастие образовано от глагола I спряжения :
бег(ут) ? бегущий (бежать), кол(ют) ? колющий (колоть)
-ащ-
-ящ-
·         причастие образовано от глагола II спряжения :
дыш(ат) ? дышащий (дышать), кле(ят) ? клеящий (клеить)
Запомнить:
брезжить? брезжущий; зиждиться ? зиждущийся; мучить ? мучащий, мучающий; мерить ? мерящий, меряющий
Действительные причастия прошедшего времени
-вш-
·         Пишется в глаголах с основой на гласный:
игравший (играть), уставший (устать)
·         Перед -вш- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола перед суффиксом -ть или в прошедшем времени перед суффиксом - :
надеявшийся (надеяться, надеялся)
-ш-
·         Пишется в глаголах с основой на согласный:
нести ? нёс ? нёсший, вылезти ? вылез ? вылезший
Страдательные причастия настоящего времени
-ем-
-ом-
·         причастие образовано от глаголов I спряжения :
исполнять ? исполня(ем) ? исполняемый,вести ? вед(ём) ? ведомый;
рисовать ?
 рису(ем) ? рисуемый
-им-
·         Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения :
видеть ? вид(им) ? видимый,слышать ? слыш(им) ?слышимый
Страдательные причастия прошедшего времени
образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:
-н(н)-
·         Пишется, если причастие образовано от глаголов на -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ:
загнанный (загнать), просмотренный (просмотреть), обсмеянный (обсмеять)
·         Запомнить : в неопред.форме а+ть ? а+ нн в причастиях, я+ть ? я+нн, е+ть ? е+нн:
обещАть ? обещАнный, высмеЯть ? высмеЯнный, обидЕть ? обижЕнный.
-ен(н)-
-ён(н)-
·         Пишется, если причастие образовано от глаголов на -ЧЬ, -СТИ (от основ на согласный) и -ИТЬ ( в случае с -ИТЬ в причастии суффикс И опускается):
стриженный (стриЧЬ), унесённый (унеСТИ), решённый (решИТЬ)
·         После шипящих под ударением пишется ёрешённый, сожённый
-т-
·         если причастие образовано от глаголов с основой на -НУТЬ, -ОТЬ, -ЕРЕТЬ, от односложных глаголов и производных от них :
свернутый (свернуть), колотый (колоть), запертый (запереть), битый (бить)





А6     В задании проверяется    правописание -Н- и -НН- в различных частях речи


прилагательные
-НН-
-Н-
 основа слова заканчивается на -Н- + суффикс Н картиНа + Н = картиННый
прилагательные образованы без суффикса юНый, пряНый, свиНой, бараНий,булаНый
слово образовано при помощи суффиксов
-онн-, -енн-
солома + енн = соломеННый
станция + онн = станциоННый
в относительных прилагательных, образованных при помощи суффиксов-ан,-ян
кожа+ан = кожаНый
шерсть+ян = шерстяНой
в трех словах, являющихся исключением
оловяННый, деревяННый, стекляННый
ветреНый (но безветреННый),   ранеНый (но изранеННый)
В отглагольных прилагательных, оканчивающихся на  -ованный, -еванный
рисОВАННЫЙ, газирОВАННАЯ, фарширОВАННАЯ
исключения: коваНый, жёваНый.
НО! КоваННый (чем?) медью сундук,
разжёваННый (соверш.вид)
В притяжательных  прилагательных, образованных при помощи суффикса -ин- лебедь+ин = лебедиНый
орёл+ин = орлиНый
В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -н-, -ен- и не имеющих зависимых слов
гружеНые (вагоны), вязаНая (кофта)
В некоторых отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида (их надо запомнить): видеННый, даННый, желаННый, невидаННый, негадаННый, чекаННый, неждаННый, неслыхаННый, нечаяННый, поклеваННый, свящеННый, обещаННый, отчаяННый, лишёННый, считаННые, безымяННый, племяННик, беспридаННица, трезвеННик, ставлеННик
Слова для запоминания: смышлёный, назваНый брат, посажЁНый отец, кончеНый человек,
 писаНая красавица,верчеНый парень, прощёНое воскресенье, придаНое, мучеНик, тружеНик, морожеНое

причастие
-НН-
-Н-
В полных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида
подареННая книга
В полных причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида
читаНый сборник
В причастии, имеющем при себе зависимые слова (т.е. в причастном обороте)
крашеННая (чем?) масляной краской дверь;
В причастии, не имеющем при себе зависимые слова
варёНый картофель
При наличии приставки (кроме не-)
 накрашеННая, сломаННый
При наличии приставки не-
некрашеНый
В словах на -ованный (-еванный)
 мариноваННый, арестоваННый

В кратких страдательных причастиях Письмо (каково?) написаНо
В кратких прилагательных, в существительных и наречиях пишется столько Н, сколько в полной форме прилагательного, от которого они образованы:
Утро пасмурное – утро пасмурно, было пасмурно.
Речь длинная – речь длинна, говорить длинно, подлинник.
Современный язык – она современна, современник, одеваться современно

А7    В задании проверяется правописание не с разными частями речи


Часть речи.
Раздельно.
Слитно.
существительное
Есть противопоставление с союзом «а» ( не правда, а ложь ).
1. Не употребляется без НЕ (невольник).
2. Можно заменить синонимом без НЕ (неправда = ложь).
полные
 и краткие прилагательные,
наречия на –О,- Е
1. Есть противопоставление с союзом «а» ( не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо).
2. Впереди есть слова:
вовсе не…  отнюдь не…
ничуть не… далеко не…
никогда не… ничто не…
нисколько не… ( вовсе не правдивый рассказ).
1. Не употребляется без НЕ  (ненастный, ненастно ).
2. Можно заменить синонимом без НЕ (неправдивый = лживый,
неправдив = лжив, неправдиво = лживо ).
полные причастия
1. У причастия есть зависимое слово ( не решённый мной ).
2. Есть противопоставление с союзом «а» ( не решённый, а списанный пример).
1. Не употребляется без НЕ  (недоумевающий ).
2. Нет зависимого слова (нерешённый пример ).
3. Нет противопоставления с союзом «а».
краткие причастия
Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены.

_________________________
глагол.
1. С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё ( не было, не мог ).
2. НЕ  до…. ( действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу ).

1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ ( ненавидеть, негодовать )
2. НЕДО… ( выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок ).
деепричастие
С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без НЕ: не зная, не думая .
Слитно пишутся деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая .




Проект
Региональный  экзамен по русскому языку в 7 классе


Ф.И.О. обучающегося ______________________________________________

Наименование организации _____________________________________

Класс ___________________




Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 2-х частей.
Часть 1 включает 15 заданий (1-15). Ответами на эти задания являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.
Ответ к заданию 1: расписанию
Ответ к заданию 3: шорты, плечом
Ответ к заданию 7: 1245
Ответ к заданию 8: окутанный тайной

Ответ к заданию 11:

1
2
3
4
Д
Б
А
В

 В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2 состоит из одного вариативного задания, требующего развёрнутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Приступая к выполнению второй части работы, выберете одно из двух предложенных заданий (16.1 или 16.2). Это задание выполняется на отдельном листке (бланке).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!



 Часть 1
Ответами на задания 1-15 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.
 1  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово(-а) правильно.
килограмм ПОМИДОРОВ   ОБЕИМ ученицам      согласно РАСПИСАНИЯ     ДЛИННЕЕ обычного
2  Определите слово, в котором  пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
укл..няющийся от наказания            оз..ренный солнцем        раск..лить докрасна                    выг..рать дотла
3  Определите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О после шипящей согласной. Выпишите эти слова.
ш..рты          деш..вый                 плеч..м                туш..нка
4  Выпишите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.
1) едва различа..мый     2) постро..вшие мост        3) нечаянно обид..вший       4) узнава..мые места
5  Определите слова, в которых на месте пропуска пишется одна буква Н. Выпишите эти слова.
1) Война докатилась и до затеря...ого в степях хутора.
2) Песча..ый пляж был усеян щепками, булыжниками, оставленными штормом.
3) Воображение ее было пораже…о: она видела убитого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним.
4) Девочки остановились посреди комнаты и обеспокое…о разглядывали изменившийся интерьер.
6  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Комнатка Наташи горела яркими лучами (НЕ)ДАВНО взошедшего солнца.
На дворе стояла совершенно чёрная, (НЕ)ПРОНИЦАЕМАЯ ночь.
Старуха подошла к двери и, (НЕ)СПУСКАЯ глаз с барина, тихо стала покачивать головой.
7  Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вдоль деревянного забора (1) образуя верстовой эллипс (2) шла широкая беговая дорожка из жёлтого песка (3) приятно  (4) пружинившего под ногами (5) возвращая (6) им их же давление.
 8  Определите словосочетание, где выделенное слово является главным. Выпишите это словосочетание.
о завтрашних работах
 окутанный тайной
опершись на локоть
 тихо играя
Прочитайте текст и выполните задания 9-16.
(1)Помнишь ли ты свою первую книгу?
(2)Нет, не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина, и не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно птенец, пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв знакомые слова.
(3)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал или тебе помогли выбрать  среди множества других, которую ты раскрыл дома, оставшись один, и которая навсегда запала в твою память чудесными мыслями, волнующими словами, чернотой отчётливых, красивых букв, рисунками, переплётом прекрасным или вовсе неказистым и даже запахом?
(4)Я помню очень хорошо.
(5)Книга «Что я видел» была сразу – большой и толстой. (6)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени, она вспухла от прикосновения многих рук. (7)Её жёлтая картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы. (8)Но тем милей казалась эта книга!
(9)Едва выучив уроки, я уселся за свой «десерт», за это лакомое блюдо. (10)Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я, но ведь всё дело в том, что там, на Волге, ещё зимой шла война. 
(11)Учительница нам рассказывала, что знала про Сталинградскую битву, про то, как наши сперва защищались, как держались за каждый камень, а в это время готовились силы, подходили к Волге новые войска и, наконец, наши окружили фашистов, захватили клещами, будто какой-нибудь ржавый гвоздь, да и выдернули его.
(12)А в книжке, которая мне досталась, никакой войны нет, по Волге плывет пароход, похожий на льдину, такой он белый и чистый, и на нём плывет мальчик, который видит много всяких интересных вещей. (13)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и оттого было ещё прекраснее.
(14)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. (15)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. (16)Иногда казалось, что война идет всегда, что отец целую вечность на фронте. (17)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (18)Все, что происходило сейчас, казалось временным. (19)Но затянувшаяся временность требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. (20)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (21)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (22)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (23)Не помню. (24)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь с книгой в руках поближе к печи и натянув старый и уже дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. 
(25)Книга делала со мной чудо: она говорила со мной разными голосами детей и взрослых. (26)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки, слышал металлический грохот якорной цепи и команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (27)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, чувствовал запахи дыма рыбацкого костра, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер и наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (28)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, раскрывая безмерные дали и вознося в облачные небеса.                                                                     (По А.А. Лиханову*)
*Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель, академик Российской академии образования. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений писателя.
 9  Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему  герой-рассказчик называет свою первую самостоятельно прочитанную книгу «десертом»?»
(6)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени, она вспухла от прикосновения многих рук.
(14)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.
(13)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и оттого было ещё прекраснее.
(5)Книга «Что я видел» была сразу – большой и толстой.
10  Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7: «Её жёлтая картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы».
Антитеза        сравнение      фразеологический оборот     метафора
11  Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) Помню, что я был бесконечно СЧАСТЛИВ, усаживаясь с книгой в руках поближе к печи и натянув старый и уже дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи.
А) глагол
2) Едва ВЫУЧИВ уроки, я уселся за свой «десерт», за это лакомое блюдо.
Б) деепричастие
3) Первый раз в моей жизни прошлое НЕ ПОХОДИЛО на настоящее, и оттого было ещё прекраснее.
В) производный предлог
4) Нет, не ту, что прочитала бабушка или мама ВОЗЛЕ постели, когда у тебя была ангина, и не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно птенец, пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв знакомые слова.
Г) краткое причастие

Д) краткое прилагательное

Ответ:

1
2
3
4




 12   Укажите способ образования слова «беззаботности» (предложение 15).
13  Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполное действие».
14  Замените книжное слово «вознося» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
15  Среди предложений 25-28 найдите предложение с деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.
Часть 2
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 16.1 или 16.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 16.1 или 16.2.
 16.1  На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему Коля (герой-рассказчик) «был бесконечно счастлив», читая книгу Бориса Житкова «Что я видел»?»
Приведите в сочинении  два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
 16.2  Как Вы понимаете значение слова УВЛЕЧЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое увлечённость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.


Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 7 классе    Часть 1
За выполнение каждого из заданий 1-15 (кроме заданий 3, 5 и 11) выставляется 1 балл при условии, что дан правильный ответ. В случае неверного ответа или его отсутствия выставляется 0 баллов.
Если  даны два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается
За задания 3 и 5 выставляются 2 балла за каждое верно указанное слово, если экзаменуемый  верно указал только одно слово, то выставляется 1 балл, а если неверно указаны оба слова – 0 баллов.
За выполнение задания 11 (задание на соответствие) выставляется от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает по 1 баллу. Порядок цифр в ответе учитывается при оценивании.
В задании 7, где  в качестве ответа записывается несколько цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все цифры. Порядок цифр в ответе не учитывается при оценивании.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 15 заданий первой  части работы, – 20 баллов.
Ключи к заданиям 1-14
Номер задания
Ответ
Максимальный балл за задание
  1.  
(согласно) расписанию
1 балл
  1.  
раскалить
1 балл
  1.  
шорты плечом
2 балла
  1.  
построившие
1 балл
  1.  
песчаный поражено
2 балла
  1.  
не спуская
1 балл
  1.  
1 2 4 5
1 балл
  1.  
окутанный тайной
1 балл
  1.  
14
1 балл
  1.  
сравнение
1 балл
  1.  
Д Б А В
4 балла
  1.  
суффиксальный
1 балл
  1.  
 (от) прикосновений
1 балл
  1.  
поднимая
1 балл
  1.  
28
1 балл
Часть 2        Проверка задания 16.1
Ответ на задание 16.1 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания развёрнутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста)
Баллы
С1К1
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос на основе интерпретации текста.

Экзаменуемый (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал обоснованный ответ на поставленный вопрос. Ошибок в интерпретации текста нет.
2
Экзаменуемый (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом,
но допустил 1ошибку в его интерпретации.
1
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный  вопрос,
Или  экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста.
0
С1К2
Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос.
3
Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует обоснованному ответу на поставленный вопрос.
2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста.
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, соответствующего обоснованному ответу на поставленный вопрос,
Или   приведённые экзаменуемый примеры-аргументы не соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос.
0
С1К3
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
-   логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
Но   допущена 1 логическая ошибка,
и/или   в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но   допущено более 1 логической ошибки,
и/или   имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
С1К4
Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
Но   допущена 1ошибка в построении текста.
1
В работе допущено 2 ошибки и более  в построении текста.
0
С1К5
Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки.
2
Допущено 2-3 ошибки.
1
Допущено 4 ошибки и более.
0
С1К6
Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2
Допущено 3-4 ошибки.
1
Допущено 5 ошибок и более.
0
С1К7
Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.
2
Допущено 2 ошибки.
1
Допущено 3 ошибки и более.
0
С1К8
Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2
Допущено 3-4 ошибки.
1
Допущено 5 ошибок и более.
0
С1К9
Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет.
2
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.
1
Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов.
0

Максимальное количество баллов за задание 16.1
19 баллов
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Проверка задания 16.2
Ответ на задание 16.2 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям.
Критерии оценивания развёрнутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста)
Баллы
С2К1
Толкование значения слова.

Экзаменуемый (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
2
Экзаменуемый (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал определение,
но не прокомментировал его.
1
Экзаменуемый дал неверное определение,
Или   толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.
0
С2К2
Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
Или  экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.
3
Экзаменуемый привёл 1  пример-аргумент из прочитанного текста.
2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.
0
С2К3
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
-   логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
Но  допущена 1 логическая ошибка, 
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но  допущено более 1 логической ошибки,
и/или  имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
С2К4
Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
Но    допущена 1ошибка в построении текста.
1
В работе допущено 2 ошибки и более  в построении текста.
0
С2К5
Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки.
2
Допущено 2-3 ошибки.
1
Допущено 4 ошибки и более.
0
С2К6
Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2
Допущено 3-4 ошибки.
1
Допущено 5 ошибок и более.
0
С2К7
Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.
2
Допущено 2 ошибки.
1
Допущено 3 ошибки и более.
0
С2К8
Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2
Допущено 3-4 ошибки.
1
Допущено 5 ошибок и более.
0
С2К9
Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет.
2
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.
1
Допущено  2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов.
0

Максимальное количество баллов за задание 16.2
19 баллов
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
При оценке грамотности (СК5-СК8) следует учитывать объём  сочинения.
Указанные в таблицах нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, объём которого составляет 70 слов и более.
Если объём  развернутого ответа составляет 50-69 слов, то по каждому из критериев СК5-СК8 не ставится больше 1 балла:
СК5 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
СК6 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
СК7 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
СК8 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в развернутом ответе в целом насчитывается менее 50 слов, то такая работа по критериям СК5-СК8 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение второй части работы, – 19 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, –  39 баллов.
Шкала перевода первичных баллов в школьную оценку
Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»
Интервал баллов
0-14
15-30
31-35
(не менее 4-х баллов СК5-СК8)
36-39
(не менее 6-и баллов СК5-СК8)


Комментариев нет:

Отправить комментарий