Методическая копилка



 Урок по литературе в 9 классе
Тема:
«Россия глазами писателей XVIII и  XX веков» (урок-презентация работ мини-проекта)
(«Путешествие по России из пункта Р в пункт С»)
Цели:
·               обобщение полученные знания по теме;
·               презентация самостоятельно сделанных работ;
·               развитие творческих способностей учащихся;
·               повышение познавательного интереса к предмету;
·               воспитание гражданина.

Ход урока.
1.Учитель.
Это - моя родина, моя родная земля, мое отечество, - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе...
А.Н. Толстой
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? –
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
А.Н.Радищев.

Зачётный урок по теме «Россия глазами писателей XXVIII и  XX веков». Вспомним творческое название нашего мини-проекта.
«Путешествие по России из пункта Р в пункт С».
Определяем цель нашего урока.
·               Обобщить все полученные на уроках знания и найденный самостоятельно по этому вопросу материал
Задачи:  ответить на ряд вопросов.
·               Два века для развития России – это много или мало?
·               Что такое путевая заметка и какова история жанра?
·               Что интересовало в России «бунтовщика хуже Пугачёва»?
·               Какие остановки делал Солженицын, путешествуя по стране?
·               Моя Россия, какая она?
В течение урока вы можете дополнять свои записи в сравнительной характеристике произведений, (кластере), а в конце урока, дописав вывод, завершите работу.
Россия в путевых заметках А.Н.Радищева и А.И.Солженицына
Ф И О
писателя
А.Н.Радищев
А. И. Солженицын
Важные моменты биографии


путевые заметки
«Путешествие из Петербурга в Москву»
«Крохотки»
Характеристика
времени написания


проблемы, затронутые в  заметках


Вывод



Вначале обратимся к исторической справке и более полно представим особенности развития России во второй половине 18 и 20 веков.
2. «Историки» защищают свой «Исторический вестник».
·               Отметим положительные моменты веков.

Вопрос сравнения
XVIII век
XX век
Правитель
·               Екатерина II
·               Брежнев Л.И.



Основные направления
§    Смягчение нравов российского общества
§    Ограничение крепостного права
§    Разработка законов, на основе философии Просвещения.

§    Марксистская теория
Уничтожение всех признаков государства и ликвидация прослойки, обслуживающей государственную власть, - бюрократии.
§    Концепция развитого социализма

Характерные черты
Время правления Екатерины принято называть эпохой «просвященного абсолютизма».
Период правления Брежнева Л.И. называют «эпохой застоя»,
«Брежневской эпохой».










Экономическая сфера
§    Экономика России продолжала оставаться аграрной.
§    был основан ряд городов (Тирасполь, Григориополь и др.)
§    более, чем в 2 раза увеличилась выплавка
§    возросло число парусно-полотняных мануфактур.
§    Всего к концу XVIII в. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий
§    Значительно увеличился экспорт российских товаров в другие европейские страны, в том числе через созданные черноморские порты.
§    Екатерина II учредила заёмный банк и ввела в обращение бумажные деньги.

§    СССР – аграрно-индустриальная страна с развитой тяжелой промышленностью и ВПК.







Политическая сфера

«Наказ», «Уложенная комиссия», «Жалованная грамота дворянству» => изменения в законодательстве; и мн.др.
§    Отсутствие активного реформирования жизни.
§    Стремление к сложившимся жизненным устоям.
§    Реформа Косыгина А.Н., направленная на развитие промышленного сектора.
§    Новая Конституция  7 октября 1977 года.
§    Национальная политика






Люди эпохи


·                Жуковский Николай Егорович
·                Калашников Михаил Тимофеевич
·                Косыгин А.Н.
·                Селезнев Игорь Сергеевич
·                Семин Борис Владимирович
·                Чаплыгин Сергей Алексеевич
·                Чуйков Василий Иванович
·                Якушев Пётр Герасимович




Внутренняя политика










Цифры эпохи








Вывод


§    Закономерность и необходимость самодержавия в России
§    Усиление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления.
§    Просвещённый абсолютизм


Социальное государство, без участия которого не решаются все важные вопросы на международной арене. Государство пользуется авторитетом.
За 19 лет деяний царствования было устроено 29 губерний по новому образцу, построено 144 города, заключено 30 конвенций и договоров, одержано 78 побед, издано 88 указов, для народа 123 указа итого 492 дела. Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. душ обоего пола, число жителей ее империи с 19 млн. в 1762 году возросло к 1796 до 36 млн., армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс.  Число фабрик возросло на 1500 тыс..

§    Центральная власть
§    Усиление центральной власти в лице лидеров партии о государства.
§    Унификация управления



Хотя нерешительность и консерватизм не позволили замыслу реформаторов раскрыться до конца, определенные достижения к концу 60-х гг. были налицо. Доходы колхозов и совхозов выросли на 15%. Объем сельскохозяйственного производства вырос на 21%.В промышленности  рост составил 50,5%. Доходы населения выросли в 1,5 раза.
Завершение формировании единой энергетической системы СССР.




Это историческая справка. А более полно любое время представляется в произведениях художественной литературы. Сегодня мы обращаемся ещё раз к путешествию, путевой заметке.
·               Вспомним, что такое путевая заметка?
Словарь.
Путешествие – литературный жанр, в основе которого лежит описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.
·               Какова история этого жанра?
3. «Литературоведы»  представляют буклет «Путевая заметка».
Именно заметка, запись, сделанная в пути наиболее полно помогла нам представить увиденное писателями. До наших дней дошла карта путешествия Радищева.

4. «Картографы»  представляют карту и рассказывают об остановках по пути следования.

С каждой новой главой "Путешествия из Петербурга в Москву" перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является неприкрытым орудием классового угнетения. Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники-Помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное море страданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги.
    В "Путешествии из Петербурга в Москву" "благополучных деревень" не существует. Время от времени на страницах мелькают положительные образы "добрых дворян". Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей.
    Тема восстания народа, порабощенного крестьянства против "алчных зверей, пиявиц ненасытных" и "злодея злодеев всех лютейшего"  царя проходит через все произведение. Радищев оправдывает выступления крепостных против помещиков, более того, он призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием.
    Несмотря на то, что произведение напечатано около двухсот лет назад, многие обвинения Радищева актуальны и в наше время. "И мы страну опустошения назовем блаженною... где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова?" Не про нас ли?!

Нет карты путешествия Солженицына по центральной части нашей страны. Скорее всего, это вопрос ещё не исследован. Но мы с вами знаем, что он на велосипеде проехал Рязанскую и другие области России.
Увиденное он отразил в своих  миниатюрах, путевых заметках под названием «Крохотки». О них шёл разговор на предыдущих уроках.
5. Ученическая презентация « Россия 20 века в «Крохотках» А.И.Солженицына.

Дополняется информацию в таблицах и делается вывод.
6. Учащиеся читают свои выводы.

7. Учитель: Мне кажется, очень созвучна с нашей темой современная песня «Довольно» Стаса Михайлова. Прослушивание песни
·               А мы видим, чем живёт сегодня наша страна?
·               Какие проблемы нас волнуют сейчас, в 21 веке?
 Всё это нашло отражение в наших крохотках.

8. Представление сборника творческих работ «Моя Россия».
9. Вывод.
·               Подумаем над тем, почему вообще деятели искусства, литературы, вы пишите не только о прекрасном, но и негативном?
Да, они и вы настоящие граждане нашей страны, патриоты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий