воскресенье, 27 марта 2016 г.

         В пятницу, 25 марта, прошла районная НПК. Среди участников конференции и ученики моего 8-А класса. Все они обладатели дипломов Первой степени. 
    Саша Телегин и Георгий Козицин представили на суд жюри работы по физике: "Техническое проектирование на основе старого холодильника" и "Тепло нашего дома"; Никита Лутфеев - записки юного исследователя "Святые женские образы в православной России"; Даша Толкачёва - исследовательскую работу "Пушкин едет в Оренбург", а  Мария Девятаева - проект создания видеоролика "По следам Капитанской дочки". 

                 Все большие молодцы. Я очень рада за ребят и горжусь ими. 

понедельник, 21 марта 2016 г.

Урок русского языка  в 10 классе

Тема: "Словообразование. Словообразовательный разбор слова. "

ЦЕЛИ УРОКА:
·  Образовательная. Обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного анализов.
·  Развивающая. Развивать умение безошибочно выполнять типичные задания ЕГЭ (В8, В10,В11, связанные с разделом «Морфемика и словообразование»), различать морфемы в составе слова и выделять их значения, определять средства и способы образования слов, учить определять проблему в тексте и писать комментарий к проблеме.
·  Воспитательная. Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, ОК, раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, учебник русского языка для 10-11 класса А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Орфоэпическая задачка. Распределить слова по группам, учитывая и объясняя особенность ударения.

Проживший, накренит, перезвонит, лифты, отозвала, порты, углубит, понявший, банты, просверлит, начавший, краны, отогнала, облегчит, шарфы,  начавший, ободрит, склады, включит, торты.

Выводы:
1.         ударение у причастий зависит от ударения начальной  формы ударный глагольный суффикс остаётся ударным и у причастия.
2.        Ударный суффикс начальной формы даёт нам право ударение на окончание глаголов в форме 3 лица.
3.        У глаголов прошедшего времени м.р. ударение падает на корень, а у женского рода на окончание.
4.        Во множественном числе у некоторых существительных ударение на корень
НО следует запомнить, что может быть ударение на окончание: гербЫ, фронтЫ, мостЫ, зонтЫ, кормА, бортА
·         Знания материала какого раздела помогли нам объяснить постановку ударения?
·         Что мы уже повторили в разделе «Морфемика и словообразование»?
·         Что не успели?
·         Тема? Цель?
I.            Повторение материала
 Объяснить способы образования
Правнук
навсегда

Желток
мечтатель

Пригородный
подсвечник

Синь
вход

Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.)

Физкультура
МГУ
+стр 69
II.            Тренировочная работа.
Слово учителя. Теория без практики мертва – переходим к практической части. Работаем с материалом, представленным на экране – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.
(Слайд.)  безделье дел(о) > без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;
·  богомолье бог(а) моли(ть) > бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией;
·  железобетонный железобетон > железобетонный – суффиксальный способ;
·  сочувствие со / чувств / и [й / э] - приставочно-суффиксальный способ;
·  бездушный без / душ / н / ый - приставочно-суффиксальный способ;
·  милосердие, нарисовав, безделья, богомолье, железобетонный, доверчиво, докрасна, сочувствие, белизна, озвучить, приклеенный, бег, вошёл в чайную, во-первых.
Параллельно работа по  карточкам с заданиями.

VI. Работа с учебником. Устно.

****Упражнение 86 на стр 73. Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из упражнения, определяя его способ словообразования.
Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной),  летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной),пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом),, КамАЗ (сложение начальных букв слов),АО (сложение начальных букв слов), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация) +из Д/З
****№84. Объяснительная работа. Написать правильно и выделить морфемы.

V. Самостоятельная работа.

 Знания морфем слова нам поможет не только грамотно писать, но правильно решить задания в формате ЕГЭ В10, В11, где необходимы знания правил написания суффиксов причастий  и окончаний глаголов.
Задание №10 ЕГЭ по русскому языку проверяет навыки правописания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). В демоварианте 2016 года задание выглядит так:
Выпишите слово, на месте пропуска которого пишется буква Е:
никел...вый
достра...вать
приветл...во
привередл...вый
успока..вать
Ответ______________________
Чтобы решить, стоит вспомнить правило.
Суффиксы глаголов
-ОВА-(-ЕВА-), -ЫВА-(-ИВА-)
Написание этих суффиксов проверяется по форме 1 лица единственного числа.
Суффиксы ЫВА/ИВА в этой форме сохраняются: разглядывать — я разглядываю,
а суффиксы ОВА/ЕВА выпадают: заночевать — я заночую, исповедовать — я исповедую
Внимание! От глаголов с суффиксами ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА нужно отличать глаголы с ударным суффиксами -Е- и -ВА-:  растлевАть, намеревАться, одолевАть, продлевАть, затмевать, заболевать, Суффиксы прилагательных
1. -ИСТ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-
Суффиксы -ИСТ-, -ЧИВ- и -ЛИВ- всегда пишутся через И (глинистый, доверчивый, заботливый). Исключения: горестный, доблестный.
2. -ИВ- и -ЕВ-
В прилагательных под ударением пишется суффикс -ИВ-, в безударной позиции -ЕВ-:сиреневый, красивый, дождевой, плаксивый.
Исключения: милостивый, юродивый.
     Суффиксы существительных
1. -ИН- (-ИЗН-) и -ЕН-
В большинстве случаев используется суффикс -ИН- (-ИЗН-): вершина, тишина, белизна, кривизна… А суффикс -ЕН- используется при образовании форм слов на -МЯ: времена, стремени, 2. -ИНК- и -ЕНК-
Обращаем внимание на производящую основу. В существительных, образованных от слов с основой на -ИН пишем -ИНК-: горошина — горошинка, вмятина — вмятинка. В остальных случаях пишем -ЕНК-: песня — песенка, нищая — нищенка. Исключение: горлинка.
3. -ЕК- и -ИК-
Правописание суффиксов ЕК/ИК проверяется при склонении. Суффикс -ИК- при склонении сохранится: винтик — винтика, А в суффиксе -ЕК- выпадет гласная :цветочек — цветочка.
4.  -ИЦ-/-ЕЦ-
Определяющее значение имеет род имени существительного. В существительных мужского рода употребляется суффикс -ЕЦ-: морозец, братец, убивец, храбрец, подлец. В сущ. женского рода пишем -ИЦ-: книжица, красавица, лужица, умница, сестрица.
В существительных среднего рода смотри на ударение. В предударной позиции пишется -ЕЦ-(письмецо, ружьецо), а после ударения -ИЦ- (креслице, платьице).
5. -ИЧК- и -ЕЧК-
В словах, образованных от существительных на -ИЦ-, пишем -ИЧК-:  лисица — лисичка, рукавица — рукавичка, сестрица — сестричка. В остальных случаях используется -ЕЧК-: темечко, Ванечка,.
Вернемся к решению задания:
НИКЕЛ..ВЫЙ — Прилагательное с пропущенной гласной в суффиксе. В данном случае пишем -Е-, т.к. суффикс -ЕВ- находится в безударной позиции.
ДОСТРА..ВАТЬ — Нам нужно сделать выбор глагольного суффикса: -ИВА- или -ЕВА-. Для проверки поставим глагол в форму 1 лица единственного числа — я достраиваю. Суффикс сохранился, пишем -И- (-ИВА-).
ПРИВЕТЛ..ВО — Это наречие, образованное от прилагательного приветливый. Поскольку суффикс -ЛЕВ- не существует, пишем -и-.
ПРИВЕРЕДЛ..ВЫЙ — Действует то же правило, что и в предыдущем примере. Пишем -И- (-ЛИВ-).
УСПОКА..ВАТЬСЯ — Проверяем суффикс глагола формой 1 л. ед. ч. (успокаиваюсь). Суффикс сохранился, пишем -И-.
Ответ: никелевый.

Вывод: знания морфемики необходимы.

VI. Работа по развитию речи.

Слово учителя. При определении способа образования слов нам встречались слова:  добросердечность, бездуховность, милосердие. В какую тематическую группу можно объединить эти слова? (Нравственность). Да, нравственность.
А как вы понимаете лексическое значение слова милосердие? (Достойный сожаления, милости)
Но вы же помните, ребята, что у нас успешный результат ЕГЭ зависит от выполнения части С – самой сложной. Часть С – это работа с текстом. (На слайде появляется фрагмент текста Д. Гранина.) (Слайд 4.)
1  Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. 2 А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
    3 Одно из таких чувств - чувство милосердия. 4 Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня…5 Нечто свойственное лишь прежним временам. 6 »Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как »устар.», то есть устаревшие понятия.
    7 В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия.8 Сочли это название отжившим для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.
    9 Слова стареют неслучайно. 10 Милосердие. 11 Что оно- не модно?12 Не нужно?
     13 Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.14 Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим.15 Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
     16Милосердие убывало неслучайно.17 Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших.18 Не давали приютить детей арестованных, сосланных. 19 Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. 20 Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. 21 Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое. В эпоху борьбы мешает…22 Оно стало не положенным в искусстве. 23 Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. 24  В  30-40е годы это понятие исчезло из нашего лексикона.25 Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
     26   В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин  итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
       27  И  долго тем любезен я народу,
       Что чувства добрые я лирой пробуждал,
        Что в мой жестокий век восславил я свободу
         И милость к  падшим призывал.
    28   Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию 29 Стоило бы проследить, как в поэзии  и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему.30  От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела»- милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием.31 В течение 19 века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. 32. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. 33Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но и обращение  писателей к героям униженным и оскорбленным…34 Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание.
     35 Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей.36  Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
     37 Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы.38 Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях.39 Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди порой терпели от власть имущих- обиды, лишения, хамство, изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.
    40 Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная,  труднооценимая.  41  И  литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. 42 К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем  не жертвуя.          
                                                                                ( По Д. Гранину)
Слово учителя. Ваша задача – сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста, приводите 2 аргумента из текста. Сформулируйте позицию автора
 Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста.
Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. Помните, что одним из аргументов является выражение собственной позиции.
****Повторение алгоритма ответа
- Проблемы текста?
- Какая из перечисленных проблем основная?
1 проблема утраты милосердия
2 проблема воспитания милосердия с помощью литературы
3 проблема социальных преобразований в стране
Клише – фразы для вступления.++
Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как …
Д. Гранин, настоящий мастер слова, заставил меня задуматься над темой …
Что такое,,,????
Комментарий??
   Убедительным доказательством правоты писателя являются его размышления о причинах утраты милосердия. Гранин приводит примеры из  истории нашей страны, когда это чувство мешало «беззаконию, жестокости», когда это чувство «расценивались как подозрительные, а то и преступные…» Во времена раскулачивания, в годы репрессий даже сочувствие «невинно арестованным запрещалось»: «…милость падшим» оказывали таясь и рискуя.»  «В 30-40 годы это понятие  ушло из нашего лексикона». Социальные преобразования нового строя не защитили рядовых людей от лишений и несправедливости. Автор подробно и аргументированно рассказывает печальную историю страны, в которой человека лишали закона и права.

- Какая позиция автора в тексте?  Как она выражена? (прямо -№42)
Вселенская милость – замечательно, но писателя тревожит отсутствие постоянной готовности помочь другу, соседу, просто незнакомому человек, о чём мы читаем в последнем предложении
- Как вы относитесь к позиции (мнению) автора?
Аргументация

VII. Обобщение.

Выполнение целей урока, повторение основных понятий. Итоги урока.
Выставление оценок учащимся, анализ результатов тестирования; оценивание учениками своей деятельности на уроке.

VIII. Домашнее задание

Упр 87, доп задание++ мудрые мысли о нравственности.
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто- нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные… Делайте добро! (А.П.Чехов)


       Март для моих учеников оказался удачным.
На муниципальном туре олимпиады по русскому языку для 7-8 классов у нас есть победитель - Забияко Анна и призёр - Бобылева Алёна.


На конкурсе чтецов прозы "Живая классика" победила Данилова Наталья. Анне и Наташе предстоит защищать честь школы и района  в Оренбурге, на региональном этапе.
   
 Девочек поздравляю с высокими результатами и желаю успехов в дальнейших состязаниях.
Вы большие умницы!!!

четверг, 4 февраля 2016 г.

Уважаемые учащиеся и родители!
Задания по русскому языку и литературе на 04.и 05. можно прочитать на страничке "Дистанционное обучение". 

суббота, 9 января 2016 г.

Проект
Региональный экзамен по русскому языку в 8 классе 
2015-2016 уч.год



ФИО обучающегося ______________________________________________
Наименование организации _____________________________________
Класс ___________________


Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 2-х частей.
Часть 1 включает 16 заданий (1-16). Ответами на эти задания являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

Ответ на задание 2: таким же, в начале
Ответ на задание 3: успели заиндеветь
Ответ на задание 4: 45
Ответ на задание 7: 

А
Б
В
Г
2
3
1
5

 В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2 состоит из 1 задания (17), требующего развернутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листке (бланке).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!


Часть 1
Ответами на задания 1-16 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.
 1  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) отключИт             2) цепОчка                 3) клалА                  4) начАвший
2  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ часа нельзя было купить билетов на ближайший рейс, ЗА(ТО) можно было забронировать места на утренний поезд.
Матушка ТАК(ЖЕ) припомнила события прошлой весны, (ПО)ЭТОМУ решила  не приглашать на вечер этих знакомых.
Чернецов усмехнулся, лицо его стало ТАКИМ(ЖЕ), каким было (В)НАЧАЛЕ разговора.
3   Выпишите составное глагольное сказуемое из указанных ниже предложений.
Окна затянуло рыхлым инеем.  За это время стекла успели заиндеветь.
Лыжи, мешок с сухарями и все нужное для побега было давно запасено у него.
4  Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить  тире.
1) Русская песня как вода в запруде.  2) Характер есть окончательно сформировавшаяся воля.
3) Стать человеком настоящее искусство.  4) Оптимизм  залог успеха и несокрушимого здоровья.
 5  Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Я достал лист бумаги и хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год.
2) Я ничего не сказал о случившемся со мной ни брату ни приятелям.
3) Во время чтения я поглядывал то на неё то на песчаную дорожку цветника и на липы то на последние багряные лучи заходившего солнца.
4) Детей  вводит в мир сказки не только народная поэзия но и театр.
5) Ни картин ни гардин ни разных других украшений нигде не было заметно.
6  Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Яркие ил­лю­стра­ции в книге (1) ко­неч­но (2) при­вле­ка­ют вни­ма­ние юного чи­та­те­ля. Мне­ние из­вест­но­го кри­ти­ка (3) казалось (4) убе­ди­тель­ным.
7  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Мы подошли к теплоходу «Петру Великому».
2) Учителя не обращали внимания на заметки, время от времени появляющийся в стенгазете.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3)  Двадцать один исполнитель приняли участие в последнем туре конкурса имени Чайковского.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) Вспоминая сказанное нами друг другу, я открыл окно и долго смотрел, как за тёмной гривою леса ласково разгорается заря.
Г) ошибка в построении  предложения с однородными членами
5) Хотелось бы показать и рассказать немного о нашем крае.
6) Вследствие напряжённой чуткости нервов, Гаршину писать всегда было тяжело, поэтому его произведения имели отпечаток какой-то особенной тревоги.

Ответ:

А
Б
В
Г





Прочитайте текст и выполните задания 8-17.
(1)В стране пять музеев, которые берегут память о живших в разных местах великих писателях: Пушкин – в Михайловском, Лермонтов – в Тарханах, Толстой – в Ясной Поляне, Тургенев – в Спасском, Шолохов – в донской станице. (2)У каждого музея своя судьба. (3)Михайловский создан талантом и упорством Семёна Степановича Гейченко из пепла времени и военной разрухи. (4)Когда я с восхищением глядел на дело рук моего собеседника, спросил: «А какие вещи в этом доме знали тепло рук Пушкина?» (5)Он улыбнулся: «Тебе скажу: только три этих бильярдных шара знали Пушкина, а всё остальное собрано с миру по нитке – это свидетели его времени».
(6)«Тургеневское гнездо» избежало этой участи: работникам музея  удалось отыскать вещи, которые могут много рассказать о прожитой Тургеневым жизни. (7)Экспозиция музея богатая и постоянно пополняется. (8)Особая гордость – простые вещи, которые служили Тургеневу: ружьё, шляпа, сумка для дичи, пороховница, фляга для воды, трость, которой он пользовался во время ходьбы. (9)Это могут увидеть все, приезжающие в Спасское.
(10)Великой ценностью дошло к нам «тургеневское гнездо». (11)Число нынешних гостей сюда измеряется тысячами. (12)Одним радость – сфотографироваться у «тургеневского дуба» и убедиться: аллеи, как сказано в путеводителях, образуют римскую цифру XIX – «девятнадцатый век». (13)Другие хотят побыть наедине в глухих уголках парка, где пахнет сыростью, где на буграх растёт земляника, где увидишь птичье гнездо, а вечером услышишь крик совы.
(14)Изначально имение в Спасском было небольшим сельцом. (15)А в начале XIX века это была усадьба с хоромами и большим двором с конюшней, сараями, амбарами, погребами и ледниками. (16)В усадьбе была кузница, каретный сарай, помещение для портных, сапожников и музыкантов, для прислуги и гостей. (17)На прудах работала водяная мельница, за околицей – ветряная. (18)Построена была церковь, теплицы, баня, разбиты большие цветники.
(19)Спасское к началу XIX века стало одним из культурных гнёзд срединной России.
(20)Все это досталось единственной замужней Варваре Петровне Лутовиновой, у которой было двое детей. (21)Младшего звали Иваном. (22)Детство детей прошло среди лесов, полей и лугов. (23)Деревенские люди помнят это до конца жизни.
(24)Ивана не занимали дорогие игрушки. (25)С ранних лет он полюбил тишину парка, наблюдал жизнь птиц. (26)Наблюдая за интересами сына, мать распорядилась везде развесить клетки с чижами, синицами, щеглами. (27)Ростки любви к родной природе в юной душе проросли ещё в раннем детстве. (28)И родные места Тургенев вспоминал всегда с радостью. 
(29)Когда со старшим братом они сели обдумать раздел земли и хозяйства, сказал: «Бери, что хочешь, но мне оставь Спасское». (30)Оно было «колыбелью» будущего писателя. (31)Став знаменитым литератором, он помнил деревенскую жизнь: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне, там и воздух как будто «полон мыслей». (32)Сюда, в Спасское, он возвращался подышать родным воздухом, встретиться с друзьями. (33)В усадьбе, соединившей истинно русское гостеприимство с европейским комфортом, гостями писателя в разное время были Толстой, Некрасов, Фет, Щепкин, Полонский, Григорович, Савина, Успенский, Гаршин.
(34)Умирал Тургенев от мучительной болезни в лето 1883 года. (35)Умирал, понимая, что уже никогда не увидит дорогие места. (36)Супругам Полонским он написал: «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь».
(По В.М. Пескову*)
*Василий Михайлович Песков (1930-2013 гг.) – российский журналист и писатель, бо´льшая часть творческого наследия которого посвящена миру природы, культурно-историческим местам России.
 8  В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «В чём отличие экспозиции музея Тургенева в Спасском от музейных экспонатов в Михайловском ?» Укажите номер этого предложения.
(19)Спасское к началу XIX века стало одним из культурных гнёзд срединной России.
(3)Михайловский создан талантом и упорством Семёна Степановича Гейченко из пепла времени и военной разрухи.
(6)«Тургеневское гнездо» избежало этой участи: работникам музея  удалось отыскать вещи, которые могут много  рассказать о прожитой Тургеневым жизни.
(10)Великой ценностью дошло к нам «тургеневское гнездо».
9  Какой стиль и тип  речи представлены в предложениях 6-9? Напишите номера правильных ответов.
Стили
Типы речи
1)       художественный стиль
2)       публицистический стиль
3)       научный  стиль
4)       разговорный стиль
1)       описание
2)       повествование
3)       рассуждение
4)       описание и рассуждение
5)       повествование и описание

Ответ:
Стиль
Тип(ы) речи



 10  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «служили». Определите значение, в котором употреблено это слово в восьмом (8) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
CJIУЖИ'ТЬ, служу, служишь; несов.
1. Нести, исполнять службу (во 2, 3 и 6 знач.) Служить в министерстве. Служить в армии. Служить обедню
2. перен., кому-чему. Делать что-нибудь для когo(чего)-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь (высок.). Служить своему народу. Служить искусству.
3. чем. Иметь своим назначением что-нибудь, быть пригодным для чего-нибудь. Диван служит постелью. Служить примером. Служит доказательством.
4. (1 и 2 лицо не употр.). Выполнять своё назначение. Старый костюм пока ещё служит.
5. О собаках: стоять на задних лапах. Шарик служи!
6. Рад служить (офиц.) – вежливое выражение готовности оказать услугу.
11   В каком предложении средством речевой выразительности является метафора? Напишите номер этого предложения.
(27)Ростки любви к родной природе в юной душе проросли ещё в раннем детстве.
(8)Особая гордость – простые вещи, которые служили Тургеневу: ружьё, шляпа, сумка для дичи, пороховница, фляга для воды, трость, которой он пользовался во время ходьбы.   (24)Ивана не занимали дорогие игрушки.
(11)Число нынешних гостей сюда измеряется тысячами. 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  Наблюдая за интересами сына, мать распорядилась везде развесить клетки с чижами, синицами, щеглами.
1) Простое предложение, осложнённое вводным словом.
2) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и однородными  членами.
Б) Сюда, в Спасское, он возвращался подышать родным воздухом, встретиться с друзьями.
3) Простое предложение, осложнённое обособленным определением и однородными  членами.
В) В усадьбе, соединившей истинно русское гостеприимство с европейским комфортом, гостями писателя в разное время были Толстой, Некрасов, Фет, Щепкин, Полонский, Григорович, Савина, Успенский, Гаршин.
4) Простое предложение, осложнённое уточняющим обстоятельством места и однородными членами.

12  Из предложения 28 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
13  Выпишите грамматическую основу предложения 9.
14  Среди предложений 19-23 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
15  Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
А
Б
В



Ответ:


16  Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Часть 2
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 17.1 или 17.2.
 17.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.В. Панова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
17.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Супругам Полонским он написал: «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.


Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 8 классе
Часть 1
За выполнение каждого из заданий 1-16 (кроме заданий 4, 5, 7, 9 и 15) выставляется 1 балл при условии, что дан правильный ответ. В случае неверного ответа или его отсутствия выставляется 0 баллов.
В задании 2, где  в качестве ответа записывается два слова, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова. Порядок слов в ответе не учитывается при оценивании.
В задании 6, где  в качестве ответа записывается несколько цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все цифры. Порядок цифр в ответе не учитывается при оценивании.
Если  даны два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается
За выполнение заданий 4, 5 и 9 выставляется от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает по 1 баллу. Если экзаменуемый  верно указал только одну цифру, то выставляется 1 балл, а если неверно указаны обе цифры – 0 баллов. Порядок цифр в ответе  не учитывается при оценивании.
За выполнение задания 7 (задание на соответствие) выставляется от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает по 1 баллу. Порядок цифр в ответе учитывается при оценивании.
За выполнение задания 15 (задание на соответствие) выставляется от 0 до 3 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает по 1 баллу. Порядок цифр в ответе учитывается при оценивании.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 15 заданий первой  части работы, – 24 балла.
Ключи к заданиям 1-16
Номер задания
Вариант 1
Баллы
  1.  
клала
1 балл
  1.  
таким же в начале
1 балл
  1.  
успели заиндеветь
1 балл
  1.  
3 4
2 балл
  1.  
2 4
2 балл
  1.  
12
1 балл
  1.  
2 3 1 5
4 балл
  1.  
6
1 балл
  1.  
2 1
2 балл
  1.  
4
1 балл
  1.  
27
1 балл
  1.  
вспоминал всегда
1 балл
  1.  
могут видеть все
1 балл
  1.  
21
1 балл
  1.  
2 4 3
3 балла
  1.  
2
1 балл

Часть 2
Проверка задания 17
Ответ на задание 17.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) оценивается по следующим критериям:
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (17.1)
Баллы
С1К1
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос


Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет.
2

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса.
1

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,
0

или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне.
С1К2
Наличие примеров-аргументов


Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте.
3

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,
2

или

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль одного из них,

или

экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте.

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте.
1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента из текста, иллюстрирующего тезис,
или
0

экзаменуемый привел примеры-аргументы не из прочитанного текста.
С1К3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
 - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
Но  допущена 1 логическая ошибка,
и/или  в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но   допущено более 1 логической ошибки,
и/или   имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
C1К4
Композиционная стройность работы


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
Но  допущена 1 ошибка в построении текста.
1

В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста.
0

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

С1К5
Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.
2

Допущено 2-3 ошибки.
1

Допущено 4 ошибки и более.
0
С1К6
Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2

Допущено 3-4 ошибки.
1

Допущено 5 ошибок и более.
0
С1К7
Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.
2

Допущено 2 ошибки.
1

Допущено 3 ошибки и более.
0
С1К8
Соблюдение речевых норм


Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2

Допущено 3-4 ошибки.
1

Допущено 5 ошибок и более.
0
С1К9
Фактическая точность письменной речи


Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет.
2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.
1

Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов.
0

Максимальное количество баллов за задание 17.1
19

Ответ на задание 17.2 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям:

Критерии оценивания развернутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста) С1.2
Баллы
СК1
Наличие    обоснованного    ответа    на    поставленный вопрос на основе интерпретации текста.

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный   вопрос. Ошибок в интерпретации текста нет.
2
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но допустил 1ошибку в его интерпретации.
1
Экзаменуемый  не  сумел  дать  обоснованный   ответ  на поставленный  вопрос,
или
экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста.
0
СК2
Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый  привёл  из  текста 2   примера-аргумента,  которые соответствуют обоснованному ответу на поставленный   вопрос.              
3
Экзаменуемый   привёл   из   текста   1    пример-аргумент,  который соответствует обоснованному ответу на поставленный   вопрос.
2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста.
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, соответствующего обоснованному ответу на поставленный   вопрос,
или
приведённые экзаменуемый примеры-аргументы не соответствуют обоснованному ответу на поставленный   вопрос.
0
СК3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
-   логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
СК4
Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена 1ошибка в построении текста.
1
В работе допущено 2 ошибки и более  в построении текста.
0
ГК5
Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки.
2
Допущено 2-3 ошибки.
1
Допущено 4 ошибки и более.
0
ГК6
Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2
Допущено 3-4 ошибки.
1
Допущено 5 ошибок и более.
0
ГК7
Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.
2
Допущено 2 ошибки.
1
Допущено 3 ошибки и более.
0
ГК8
Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2
Допущено 3-4 ошибки.
1
Допущено 5 ошибок и более.
0
ФК9
Фактическая    точность    письменной речи

Фактических    ошибок    в    изложении     материала,     в    понимании и употреблении терминов нет.
2
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.
1
Допущено  2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов.
0

Максимальное количество баллов за задание С1.2
19

    Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 (нулём) баллов  по всем критериям проверки (СК1-СК9).
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 17 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов.

При оценке грамотности (СК5-СК8) следует учитывать объём сочинения.
Указанные в таблице 1 нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, объём которого составляет 70 и более слов.
Если  объем сочинения составляет 50-69 слов, то по каждому из критериев С1К5-С1К9 не ставится больше 1 балла:
СК5 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
СК6 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
СК7 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
СК8 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в сочинении в целом насчитывается менее 50 слов, то такая работа по критериям СК5-СК9 оценивается нулём баллов.
Максимальный балл за выполнение 2 части работы – 19 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 43 балла.

Шкала перевода первичных баллов в школьные оценки

Отметки
«2»
«3»
«4»
«5»
Интервал баллов
0 – 18
19 – 33
34 –  39
(не менее 4-х баллов СК5-СК8)
40 – 43
(не менее 6-и баллов СК5-СК8)

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 18 баллов (от 0 до 18) за выполнение всех частей экзаменационной работы;
отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 19 и не более 33 баллов (от 19 до 33) за выполнение всех частей экзаменационной работы;
отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии СК5-СК8). Если по критериям СК5-СК8 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 40 и не более 43 баллов (от 40 до 43) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии СК5-СК8). Если по критериям СК5-СК8 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».