четверг, 28 мая 2015 г.

Опыт работы учителя русского языка и литературы Казеевой Натальи Владимировны по внедрению проектной деятельности
I. Проблема.
 
Несоответствие требований и уровня сформированности ведущих компетенций выпускников. Недостаточный опыт внедрения проектной деятельности на уроках литературы.
 
II. Условия возникновения, становления опыта.
Информационные технологии внедряются во все сферы деятельности человека, в том числе и в образовательный процесс. В школе есть компьютерный класс, мультимедийная библиотека. Многие старшеклассники умеют работать с компьютером. Учителя и ученики имеют опыт работы над проектом, но компьютер мало используется в проектной деятельности. Учителя прошли обучение по программе «Intel» «Обучение для будущего».
 
III. Актуальность.
Социуму нужны выпускники, владеющие ведущими компетентностями. Но в реальной жизни мы видим, что выпускники сельских школ плохо ориентируются в информационном пространстве, не все умеют работать в команде и решать проблему. Чтобы решить созданную проблему, необходимы новые школьные технологии, такие, как метод проектов.
Цель:
разработать методическую модель внедрения проектной деятельности в преподавание литературы, позволяющую формировать компетентности школьников.
Задачи:
- установить степень разработанности вопроса в литературе;
- выработать модель проектной деятельности на уроках литературы в старшей школе;
- проверить эффективность разработки модели в условиях классно-урочной системы.
 
IV. Теоретическая база опыта.
Использованы технологии проектной деятельности Е.С.Полат, В.Гузеева, А.Михайловского, А.К.Самохиной, программа «Intel» «Обучение для будущего».
 
 V.Новизна опыта.
Проектный метод использован как дидактический инструмент на уроках литературы для создания предпосылок развития целеустремлённости и самостоятельности учащегося в постижении нового, природной любознательности и творческого потенциала. Он даёт возможность по-новому интерпретировать произведение, познакомить с новыми подходами к изучению тем, оценить и систематизировать информацию и сделать обобщение по результатам обработки.
 
VI. Ведущая педагогическая идея.
Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащегося. Отличительной особенностью является реализация принципа «учиться, делая». Метод проектов направлен на развитие интеллекта личности, на формирование творческого мышления. Учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли, что необходимо для дальнейшей жизни. Таким образом, метод проектов на уроке литературы можно рассматривать как один из эффективных методов, позволяющих достигать поставленные цели современной системы образования и воспитания.
 
VII. Технология опыта.
1. Разработана модель внедрения проекта на уроках литературы в старшей школе.
2. Созданы и апробированы два проекта для 11 класса/ «Луна русской поэзии», «Хранилище души»/. В рамках этих проектов учителем разработаны УМК, технологическая карта «Движение мысли» для фиксации, анализа, обобщения результата по работе с текстом, оформлены 3 презентации.
3. Учащиеся знают все этапы проектной деятельности, выполняют в группах задания, учатся решать проблемы и представлять свой вариант в письменном и электронном виде.
4. Освоены новые компьютерные программы: Microsoft Office PowerPoiht, Microsoft Office Publicher, Microsoft Office Exsel.
 
VIII. Результативность.
Учащимися 11 классов освоены новые информационные технологии. Умения анализировать информацию позволили учащимся работать с каталогами, поисковыми системами, Интернетом. Созданные с их помощью материалы способствовали активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию творческих способностей. Метод проектов с использованием компьютера способствовал формированию у выпускников ведущих компетенций, о чём свидетельствует высокое качество выполненных работ.
В течение двух лет старшеклассники создали 4 презентации, 15 буклетов, 2 бюллетеня, несколько диаграмм,1 сборник творческих работ и т.д. Все заполнили по алгоритму технологическую карту.
5 учащихся с творческими работами в электронном виде стали победителями школьной научной конференции, 1 - на районной. Путеводитель по известным домам Оренбургского края помещен в портфолио исследовательских и творческих работ в Москве.
Результаты анкетирования свидетельствуют о росте познавательной активности.
Работа учителя по данной проблеме была представлена на районной научной конференции и заняла 1 место.
 
X. Адресная направленность.
Данный опыт может быть интересен учителям русского языка и литературы, а также любому предметнику, преподающему в старшей школе.
 
IX. Трудоёмкость. Учитель должен изучить метод проектов, хорошо владеть навыками работы на компьютере, пройти обучение по программе «Обучение для будущего».

Комментариев нет:

Отправить комментарий